НТВ обогнал Первый канал по росту выручки

В 2013 г. НТВ обогнал Первый канал по темпам роста основных экономических показателей, но уступил ему лидерство по доли аудитории, заодно пропустив вперед "Россию 1"

НТВ обогнал Первый канал по росту выручки
Флаг НТВ, развевающийся перед стройкой нового медиацентра компании.
Фото: Бобылев Сергей, ИТАР-ТАСС

Москва. 3 июля. INTERFAX.RU - Телеканал НТВ в прошлом году обогнал Первый канал по росту выручки, но уступил лидерство по доли аудитории, заодно пропустив вперед телеканал "Россия 1".

"В условиях жесткого соперничества за зрителя по итогам 2013 года НТВ уступает лидерство Первому каналу, сохраняя, тем не менее, высокий уровень конкурентоспособности по качественным показателям аудитории, а также опережая Первый канал по темпам роста основных экономических показателей", - говорится в годовом отчете ОАО "Телекомпания НТВ".

Выручка НТВ в прошлом году выросла на 4,6%, до 23,15 млрд рублей с 22,14 млрд рублей в 2012 году. При этом валовая прибыль сократилась на 4,4% (до 4,8 млрд рублей). Чистая прибыль телекомпании выросла на 9,7% (до 4,98 млрд рублей).

Выручка Первого канала в прошлом году выросла на 1,6%. Чистый убыток по итогам 2013 года составил 1,034 млрд рублей после чистой прибыли в размере 287,7 млн рублей в 2012 году.

В результате трехлетнего последовательного спада (в 2010-2012гг.) среднегодовая доля Первого канала сократилась с 18,5% до 14,3%, и он утратил лидерство, уступив первое место НТВ в 2012 году, напомнил НТВ в своем отчете (в 2012 году телеканал впервые в истории телеизмерений в России - с 1999 года - стал лидером телевизионного рынка страны с долей в 14,7%; данные TNS по России среди аудитории старше 18 лет).

В 2013 году НТВ сократил долю аудитории до 13,3%, доля Первого выросла до 14,4%. Причиной падения собственной доли НТВ назвал "массированные" инвестиции в контент Первого канала, благодаря которым ему удалось стабилизировать показатели и сохранить объем аудитории в 2013 году. В свою очередь, это негативно повлияло на результаты основных конкурентов Первого – "Россию 1" и НТВ. Доля "России 1" в 2013 году снизилась до 13,4% с 13,9% в 2012 году.

"Второй эшелон"

В 2013 году основным трендом, определившим развитие телевизионного рынка в России, стало обострение конкуренции как внутри "большой тройки", так и в целом на рынке, отмечается в отчете НТВ. В частности, сериальные бренды каналов "второго эшелона" - СТС ("Кухня", "Светофор", "Молодежка") и ТНТ ("Реальные пацаны", "Интерны", "Универ") - становятся все более заметным фактором конкуренции в прайме будней. Кроме того, тематическое телевидение привлекает все больше зрителей: средняя совокупная доля тематических каналов в 2013 году составила 10,5% против 9,8% в 2012 году.

Первый канал также отмечает рост влияния "малых" каналов. Появление новых телеканалов, в том числе ориентированных на целевую аудиторию Первого, может привести к обострению конкуренции и потере им доли аудитории, отмечается в отчете ОАО "Первый канал". На ТВ-рынке России появляются каналы, ориентированные на зрителей 18-35 лет. В условиях изменяющейся конкурентной, диверсифицированной телевизионной среды, Первый канал оказывается заложником своей универсальности, продолжая предлагать программы "для всех", что ведет к постепенному сокращению его аудитории. При этом канал не может отказаться от своей универсальности, поскольку это тоже приведет к резкому уменьшению аудитории - с каждым годом удерживать аудиторию становится все труднее.

При этом в 2013 году доли ТНТ и СТС среди всех зрителей старше 18 лет снизились соответственно до 6,8% с 7,3% в 2012 году и до 5,7% с 5,9%.

В баинговой аудитории (все зрители 14-44 лет) ТНТ сократил долю до 13,2% с 13,4% в 2012 году, следует из его отчетов. Тем не менее, в ТНТ занимает первое место, опережая своих конкурентов. Кроме того, в 2013 году канал удержал лидерство в ключевой для него аудитории "18-30" и достиг в этой нише рекордной доли в 17,7%.

СТС в 2013 году увеличил долю в целевой аудитории "10-45" до 11,3% с 11% в 2012 году.

Прорывным прошлый год стал для Пятого канала (ОАО "Телерадиокомпания Петербург", также является учредителем радио "Петербург"; принадлежит "Национальной медиа группе"). Он увеличил аудиторную долю (среди зрителей старше 18 лет) с 5,5% в 2012 году до 6,1% в 2013 году, обогнав СТС по этому показателю и замкнув пятерку крупнейших российских каналов. Выручка "Телерадиокомпании Петербург" в прошлом году выросла на 45,7%, в том числе рекламная выручка - на 47,35%, сообщается в отчете компании.

Однако по доле на рекламном рынке Пятый канал серьезно уступает ТНТ и СТС: его доля при национальном размещении рекламы в 2012-2013 годах составила 2,95% против 11,79% у ТНТ и 14,99% у СТС (данные ФАС, доля СТС с учетом доли "Домашнего").

Финансовые показатели телеканалов ВГТРК ("Россия-1", "Россия-2", "Россия-24" и "Россия-К") не раскрываются. "Национальная медиа группа" также не раскрывает показатели своих каналов по отдельности ("РЕН ТВ" и "Пятый канал").

По данным базы "СПАРК-Интерфакс", выручка ФГУП ВГТРК в 2012 году составила 25,85 млрд рублей (рост на 5,9% по сравнению с 2011 годом). Валовая прибыль составила 6,9 млрд рублей против валового убытка в размере 4,03 млрд рублей в 2011 году, чистая прибыль выросла до 11,9 млрд рублей с 10,6 млрд рублей годом ранее.

Выручка ООО "Акцепт" (телеканал "РЕН ТВ") в 2012 году выросла на 12,4%, до 6,6 млрд рублей, валовая прибыль - на 5,2%, до 4,65 млрд рублей. Чистая прибыль составила 943,6 млн рублей по сравнению с 465,9 млн рублей в 2011 году.

НМГ ранее сообщила о росте консолидированной выручки в 2013 году на 22%, до 14,73 млрд рублей с 12,12 млрд рублей в 2012 году (без НДС). Данные включают показатели всех активов холдинга, кроме "Первого канала", в котором НМГ принадлежит 25-процентная доля (кроме телеканалов холдингу принадлежит газета "Известия" и радиостанция "Русская служба новостей").

Выручка СТС в 2013 году по US GAAP в рублях выросла на 5%, в долларах - на 2%, до $586,4 млн, сообщила ранее СТС Media (кроме канала СТС владеет каналами "Домашний" и "Перец"; единственная публичная компания на российском медиа-рынке).

Прогноз

Политическая и экономическая нестабильность в России и мире потенциально может способствовать сокращению рекламных бюджетов крупных мировых рекламодателей, в том числе в России, предуждает НТВ своем отчете. Кроме того, темпы роста рынка ТВ-рекламы могут замедлиться на фоне ускорения роста в других сегментах, аудитория основных федеральных каналов будет сокращаться за счет ее распределения по многочисленным нишевым и тематическим каналам, развития других платформ вещания - кабельного, спутникового, интернет-телевидения.

Кроме того, НТВ ждет усиления "конкуренции бюджетов" со стороны Первого канала и "России 1", которые в 2013 году резко увеличили инвестиции в контент, что поможет им обеспечить поставку продукта "более высоких стоимостных категорий" в 2014-2015 годах.

Дополнительное давление на рынок оказывают законодательные ограничения рекламы определенных товаров. Кроме того, телекомпания отметила риск новых законодательных ограничений по отношению к контенту, в том числе к телевизионному жанру остросюжетной драмы, которая составляет основу прайм-тайма НТВ.

Кроме того, телекомпания прогнозирует негативную реакцию рекламного рынка на готовящуюся смену телевизионного измерителя (в прошлом году Первый канал, ВГТРК и "Газпром-Медиа холдинг" договорились о создании единой структуры-заказчика по организации замеров телеаудитории - индустриального комитета по телеизмерениям).

В этих условиях НТВ рассчитывает сохранить долю рынка на уровне среднегодовых значений 2013 года и планирует усилить контроль расходования средств на фоне нарастающей "конкуренции бюджетов" и, соответственно, потенциального роста стоимости качественного контента.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2013 году рынок ТВ-рекламы вырос на 9%, до 156,2 млрд рублей. Весь российский рекламный рынок увеличился на 10% (до 327,8 млрд рублей). В этом году аналитики прогнозируют замедление роста ТВ-рынка на фоне сложностей в экономике.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });