ФАС выпотрошит издержки монополий
Антимонопольная служба намерена сконцентрироваться на наведении порядка в делах естественных монополий. Их издержки, а с ними и тарифы в ведомстве Игоря Артемьева считают безбожно завышенными
Москва. 25 октября. FINMARKET.RU - Кроме заморозки тарифов на естественные монополии в 2014 году обрушится пристальное внимание ФАС. Ведомство Игоря Артемьева хочет провести первый полный аудит ценообразования в этом секторе - цены там бесстыдно завышены.
Другим объектом внимания ФАС станет участие госорганов в различных соглашениях, ограничивающих конкуренцию. Руководителям структур, которые захотят поддержать какие-либо коллективные предпринимательские инициативы, грозит повышенная уголовная ответственность.
"Финмаркет" приводит подробности новых инициатив ФАС в кратком конспекте выступлений руководителей этого ведомства на организованной газетой "Ведомости" конференции "Антимонопольное регулирование в России".
Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы
"Последние законодательные новации появились не потому, что у ФАС зуд, желание придумать новые пакеты поправок, а в связи с тем, что в условиях длительного экономического кризиса найти дополнительные источники роста для нашей экономики представляется сложной задачей.
Мы подошли к определенному уровню, когда за счет экстенсивного развития или даже крупных федеральных проектов со стимулированием спроса мы можем добиться в лучшем случае роста в 0,5% ВВП. Развитие конкуренции и ее поддержание методами госрегулирования становится важной задачей.
Правительство решило идти дальше. Это совпало с тем, что предприниматели, которые тоже оказались в сложных условиях общего экономического спада, заговорили о необходимости либерализации регулирования и облегчения им жизни. А с другой стороны, потребовали еще больше действовать против произвола монополий, чтобы они не перераспределяли общественный пирог исключительно в свою пользу.
В этом ключе было принято важное решение о замораживании тарифов естественных монополий. Это хороший инструмент давления на издержки монополий. Мы знаем, что эти монополии закупают очень важные для них бюджетообразующие компоненты, например топливо, значительно дороже - на 15%, чем его можно купить на рынке.
Многие идеи остались на бумаге, не реализованы, хотя под многими документами стоит подпись председателя правительства Владимира Путина, и мы надеемся, что какой-то импульс им будет придан. Но, как правильно сказал барон Мюнхгаузен: вытащить самого себя за волосы из болота невозможно. Когда реформами занимаются сами госслужащие, вряд ли можно ожидать результат. А вот когда этим занялись потребители госуслуг, предприниматели, документы стали очень хорошие.
Целый ряд рекомендаций высказано нам со стороны ОЭСР. Три четверти этих рекомендаций уже содержатся в поправках, которые сейчас готовятся в правительстве и скоро пойдут в Госдуму.
ФАС превращается в орган предупредительного контроля. Там, где раньше были штрафы, обременения, нередко угрозы уголовного преследования, длительные процедуры судебного оспаривания, издержки государства, теперь действует режим предупреждения. Пока мы работаем только по двум подпункам статьи 10 закона "О защите конкуренции" (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением), по 50 разным составам нарушений. Но мы рассчитываем, что более половины наших дел будут переведены в этот режим.
75% наших предупреждений исполняются, возбуждать дела не будем. Для бизнеса не будет штрафов. У ФАС будет возможность концентрации на более крупных делах. Для потребителей - более быстрое решение их проблем. Для судов - сокращение количества антимонопольных дел: их число в 2013 году снизилось на 27,7%.
С 2015 года мы вводим систему внутренней апелляции в президиум ФАС, который получает право пересмотра решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства. Это будет способствовать формированию единой правоприменительной практики. Для нас это будет трудно с точки зрения вала таких заявлений, но, думаю, мы справимся.
Подготовлены поправки, которые избавят нас от "эффекта дачника". Жалобы предпринимателей на ограничение конкуренции, жалобы в интересах широкого круга лиц, связанные со злоупотреблением доминирующим положением небольших хозяйствующих субъектов, например, котельных или водонапорных башен в небольших городках, мы рассматривать будем.
Мы откажемся от рассмотрения дел, когда происходит ущемление интересов только отдельного физического лица, что не влияет на состояние конкуренции на рынке в целом. Это должно быть подведомственно Роспотребнадзору. Для нас это минус 1200 дел в год.
Мы отказываемся от института уведомлений в наш адрес, в том числе при сделках слияния-поглощения с участием субъектов естественных монополий: это свыше двух тысяч уведомлений в год; из них мы используем порядка 1 - 2% в нашей работе. Легче обойтись запросами с нашей стороны. Соответствующая поправка уже принята Госдумой в первом чтении.
Мы рассчитываем, что у нас будет больше времени подумать прежде, чем что-то сделать. Хотим сконцентрироваться на естественных монополиях – самом худшем, что у нас есть, - и навести там какой-то порядок.
Мы недовольны 223-м законом ("О закупках товаров, работ и услуг госкомпаниями"), он был выхолощен при принятии, уже и президент сказал, что его надо ужесточать. Нигде хуже закупка материальных ресурсов не проводится, как в естественных монополиях, огромный коррупциогенный потенциал, воровство, отсюда и рост тарифов. Заповедник в худшем смысле слова советской неэффективной деятельности. У нас уже есть право наказывать этих нерадивых менеджеров через КоАП.
Давно идет разговор о необходимости ограничения создания МУПов и ГУПов. Предлагается новелла, по которой это можно будет делать только с разрешения антимонопольных органов или по решению президента и правительства. Ликвидируются эти крайне вредные для конкуренции структуры, являющиеся заповедником советских правил и привычек. Их субсидируемая экономика гробит целые отрасли, не дает прийти туда малому бизнесу.
В "дорожной карте" есть правила недискриминационного доступа к связи. Восемь лет эти документы находятся в соответствующем министерстве. Аналогичные правила на железных дорогах нужно было еще десять лет назад выкинуть в помойку, они не работают.
Многолетние усилия принимаются для принятия правил недискриминационного доступа к газу. Профильные ведомства упираются руками и ногами. Это политические вопросы, пока их не решат наши политики, мы двигаться дальше не можем.
В жизни нет ничего более приятного и сладкого, чем защита естественных монополий. Они делятся своими материальными ресурсами с теми, кто их защищает. С ними очень трудно что-то сделать, сразу появляется огромное количество лоббистов, в том числе в правительстве, которые начинают говорить, что это наши столпы экономики, слоны, на которых держится весь земной шар. Они действительно слоны с точки зрения интеллекта, даже значительно хуже.
Сам 223-ФЗ ничего не решит, его надо совмещать с полноценным сплошным аудитом, который правительству надо специально заказать, чтобы выяснить, откуда там берутся эти сумасшедшие издержки, где они реально переплачивают. У нас, в нашей бедной стране, железнодорожные тарифы выше, чем в США и Канаде – аналогах России по протяженности. Это грубейшие искажения, которые рождают тяжелые последствия для экономики.
Монополии такой аудит никогда не проходили. Речь идет не о бухгалтерском, а техническом аудите: сопоставить реальные затраты с реальными доходами. В законодательстве он плохо прописан.
Надо подумать о том, как создать специальные программы давления на издержки естественных монополий. Особое внимание уделить закупкам, определить целесообразность затрат. Это касается и зарплат, и "золотых парашютов". Такое техническое задание должно быть разработано обязательно для "Газпрома", РЖД, "Ростелекома", "Транснефти".
Я сторонник того, чтобы хотя бы в экспериментальном порядке осуществлять на бирже торговлю экспортными контрактами "Газпрома" за рубли. Чтобы деньги оставались здесь, а не бегать за валютной выручкой по миру".
Александр Кинев, замруководителя ФАС
"Мы имеем негативный тренд, который называем "советским наследием": это экономическая память о существовавшем ранее централизованном планировании и ценообразовании, привычка использовать административный ресурс при решении хозяйственных вопросов. Среди всех нарушений, которые совершают органы власти, самыми опасными являются антиконкурентные соглашения, влекущие самые негативные последствия для общества и экономики, связанные с ценами и разделом рынка, ограничением доступа на эти рынки других хозяйствующих субъектов.
В I полугодии 2013 года было возбуждено 181 дело, вынесено 152 решения. Например:
Должностные лица органов власти, виновные в нарушении статьи 16 (запрещающей представителям органов госвласти ограничивать конкуренцию на рынке), должны преследоваться в уголовном порядке, для них должна быть введена уголовная ответственность. Никакое это не "советское наследство", а коррупция.
Предлагается следующая норма: ввести в Уголовный кодекс статью 178.1, по которой к ответственности могли бы привлекаться должностные лица органов власти, вошедшие в соглашение с хозяйствующими субъектами. Нарушение по этой статье должно быть более суровое, чем по ст. 178 (принудительные работы до пяти лет. – "Финмаркет"), ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями; при тяжких последствиях – лишение свободы до 10 лет. – "Финмаркет") и ст. 286 (превышение должностных полномочий; от трех до десяти лет при угрозе применения насилия. – "Финмаркет").
Уголовные дела по антимонопольным статьям, в том числе и по новой предлагаемой статье 178.1, должны появляться только после принятия соответствующих решений ФАС. Тогда злоупотреблений со стороны правоохранительных органов будет меньше".