G20 пытается примирить QE с бюджетом

Министры финансов и управляющие центробанков стран "Группы 20" 19-20 июля в Москве в очередной раз обсудили возможности стимулировать затухающий рост мировой экономики

G20 пытается примирить QE с бюджетом
Фото: Reuters

Москва. 22 июля. INTERFAX.RU - Похоже, что за пять лет с разгара кризиса экономики большинства стран серьезно "подсели" на иглу монетарного стимулирования. Риторика встречи G20 показывает, что финансовые власти не решаются приступить к свертыванию стимулирующих программ, а также к бюджетной консолидации, хотя и признают ее необходимость.

Как попытку решить бюджетные проблемы стран с распухшим госдолгом можно расценивать планы "двадцатки" ужесточить глобальную налоговую систему и пресечь переход корпораций в офшорные зоны. Однако вопрос, примут ли такой подход международные корпорации, остается открытым.

При этом "двадцатка", похоже, всерьез задумалась над практической реализацией своих решений. Относительно реформы квот Международного валютного фонда, осуществление которой сильно затянулось и, по оценкам, ряда профучастников, несет уже репутационные риски для G20, в коммюнике министры высказались жестко. "Срочно необходима ратификация реформы квот и управления МВФ", - говорится в документе. Пока процесс задерживают США, не ратифицировавшие до сих пор предыдущий, 14-ый пересмотр квот.

В целом министры финансов и управляющие центробанков G20 одобрили и наметили разработку нескольких планов (в заявлении упоминаются три), в том числе, план по изучению возможностей расширения долгосрочных инвестиций, план по борьбе с уклонением от налогов транснациональных компаний.

Но самым масштабным обещает стать Санкт-Петербургский план действий - один из ключевых документов председательства России в G20. Его только начали разрабатывать, однако уже к саммиту в сентябре в Санкт-Петербурге всеобъемлющий план действий будет представлен для одобрения лидерам.

Июльское коммюнике стало одним из самых "пухлых" заявлений финансовой "двадцатки" - министры определили 38 важных пунктов работы. Предыдущий "тяжеловес" - февральское заявление - вместил в себя лишь 26 пунктов.

Деньги будут дешевыми

Главной темой обсуждений министров финансов стран "Группы 20" была денежно-кредитная политика, смягчение которой применялось как основная антикризисная мера большинством мировых экономик. Вопрос о том, как свернуть стимулирующие программы и не навредить росту экономик, был ключевым на встрече. При этом в целом министры высказались за продолжение эпохи "дешевых денег" и за приоритет поддержки экономического роста перед необходимостью стран сокращать госдолг.

"Было сказано следующее (в ходе встречи министров финансов стран G20 - прим. ИФ), что в любом случае политика низких процентных ставок как была, так и останется. Это ключевое решение - то, что деньги будут дешевые", - заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в ходе итоговой пресс-конференции встречи финансовой "двадцатки".

Он напомнил, что международное сообщество уже столкнулось с тем, "когда одно только упоминание, что будет сворачиваться система количественного смягчения" (в США - прим. ИФ), серьезно повлияло на рынки развивающихся стран.

Как сообщалось, в середине июня глава Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке заявил о вероятности свертывания программ предоставления рынку дешевой ликвидности (программа по выкупу гособлигаций и ипотечных бумаг на $85 млрд ежемесячно, так называемая QE3) к середине 2014 года. Это заявление вызвало падение на фондовых рынках развивающихся стран, в том числе и России.

Однако уже в середине июля Б.Бернанке изменил риторику, заявив о необходимости продолжать стимулирование экономики США, и выступив за сохранение крайне мягкой политики американского ЦБ в ближайшее время.

В этой связи в ходе встречи "двадцатки" министры финансов высказались за то, что политика количественного смягчения стран, эмитирующих резервные валюты, должна быть предсказуемой.

Как подчеркнул российский министр финансов, для бизнеса важно понимать, на основе каких критериев и посылов денежно-кредитные власти стран вырабатывают те или иные решения. "Четкое понимание позиций денежно-кредитных властей, какие решения ими будут готовиться в той или иной ситуации - вот что самое главное", - сказал Силуанов.

Позиция, что монетарная политика должна обеспечивать дальнейшую поддержку экономики, нашла отражение в итоговом коммюнике по результатам встречи в Москве. "Кредитно-денежная политика должна быть направлена на обеспечение стабильности внутренних цен и дальнейшую поддержку восстановления экономики в соответствии с действующими мандатами центральных банков", - говорится в документе.

Страны "двадцатки" при этом признают "риски и вынужденные негативные побочные эффекты, вызванные длительными периодами смягчения денежно-кредитной политики", отмечая, что дальнейшие изменения параметров денежно-кредитной политики должны "тщательно выверяться и четко разъясняться".

"Есть риски, что дополнительные ресурсы, возникающие в результате количественного смягчения, идут не в реальную экономику, а на финансовый сектор, возникают дополнительные производные инструменты, дополнительные пузыри на рынке. Здесь надо пройти по грани, чтобы не свалиться ни в одну и ни в другую сторону", - отметил А.Силуанов, говоря о рисках "мягкой" монетарной политики.

С продолжением стимулирующих программ для экономик связан вопрос наращивания госрасходов и как следствие - госдолга. "Еще одним дискуссионным вопросом было продолжение или непродолжение политики бюджетной консолидации", - отметил российский министр финансов.

После кризиса 2008 г., когда страны развернули масштабные программы поддержки своих экономик путем увеличения бюджетных расходов, ведутся дискуссию на тему, пришло ли время бюджетной консолидации, или сворачивания таких программ и сокращения расходов.

"Мы говорили о том, что мягкая денежно-кредитная политика и консолидация могут не противоречить друг другу", - отметил Силуанов, говоря о результатах дискуссий в рамках встречи.

По его словам, "в основном возобладала логика, что сейчас мы должны стремиться обеспечивать темпы роста экономики, будет рост экономики, будем тогда заниматься и вопросами большей консолидации". При этом высказывалась и другая точка зрения - что консолидацией нужно заниматься, "независимо от ситуации".

"Эти две точки зрения могут существовать совместно. Все зависит от темпов и структуры консолидации. Мы договорились, что оптимизация расходов по-разному влияет на экономический рост. Здесь нужно тонко выверенными шагами принимать соответствующие решения", - подчеркнул глава российского Минфина.

"Разумная макроэкономическая политика и строгое пруденциальное регулирование помогут решить проблему потенциальной волатильности. Мы будем и далее тщательно отслеживать конъюнктуру финансовых рынков", - заверили министры финансов стран "двадцатки" в итоговом коммюнике.

На борьбу с уходом от налогов

Одной из главных тем в повестке встречи министров финансов стран G20 в Москве также стала проблема ухода компаний от налогов, в частности, с помощью легальных схем - за счет работы в юрисдикциях с либеральным налоговым режимом или в так называемых офшорах.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках встречи представила подготовленный по поручению министерств финансов G20 план борьбы с занижением налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

"Это конкретный план действий, которые надо предпринимать нашим станам, чтобы минимизировать масштабы уклонения от налогообложения крупнейших налогоплательщиков", - сказал министр финансов Франции Пьер Московичи в ходе презентации документа.

"Проблема (ухода от налогов в льготных юрисдикциях - прим. ИФ) обострилась настолько, что мириться с этим стало невозможно", - указал на остроту вопроса А.Силуанов, подчеркнув, что решение проблемы особенно актуально в условиях кризиса и сокращения бюджетных доходов.

"Очевидно, что многонациональные компании разработали беспрецедентные ноу-хау по минимизированию налогового давления на них по всему миру. (. . .) Некоторые крупные компании платили 3-4% налогов по доходам по всему миру, очень низкая ставка, такая ситуация невозможна. Мы не можем разъяснить нашим гражданам, как это происходит. Малый и средний бизнес, который платит справедливые налоги, не может это терпеть", - отметил Московичи.

Процесс работы над мерами по противодействию уходу от налогов был запущен в Лос-Кабосе в июне 2012 года, где Германия, Великобритания и Франция призвали к пересмотру международных налоговых правил, а продолжилась работа в феврале в Москве на заседании "двадцатки" под председательством России.

Теперь же G20 совместно с ОЭСР предлагают снизить "разрывы между ставками налогов в различных странах", заявил генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа. Однако при этом предложения не касаются "гармонизации налоговых ставок" в разных странах, так как эти вопросы "каждая страна решает исключительно самостоятельно", - подчеркнул генсек ОЭСР.

Предлагается, в частности, ввести принцип отчетности и уплаты налогов компаниями, входящими в международные холдинги, в стране фактического получения прибыли.

"План позволит повысить транспарентность деятельности крупных транснациональных компаний, которые имеют так называемое двойное "неналогообложение", когда имеют возможность уходить от налогов и в той стране, где у них находится штаб-квартира, и в той стране, где у них центр прибыли", - пояснил журналистам в кулуарах встречи "двадцатки" глава российского Минфина.

Данный принцип страны "Группы 20" зафиксировали и в итоговом коммюнике. "Прибыль должна облагаться налогом там, где осуществляются функции, стимулирующие прибыль, и где создается стоимость", - говорится в документе.

Для реализации новых стандартов с уходом от налогов страны G20 и ОЭСР предлагают заключить новое многостороннее соглашение об избежании двойного налогообложения. При этом заключение единого многостороннего соглашения позволит избежать пересмотра около 4 тыс. уже существующих двусторонних соглашений между странами и ускорит процесс работы.

Разработка новых стандартов предполагается в течение двух лет. Подписание новой международной конвенции возможно после этого.

"Мы ожидаем регулярной отчетности по разработке предложений и рекомендаций для решения 15 проблем, определенных в плане действий (по борьбе с эрозией налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения - прим. ИФ)", - также указывают стороны в итоговом коммюнике.

Утвердить план действий по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения лидеры G20 могут уже на саммите 5-6 сентября.

"Я думаю, что все полностью поддержат этот план действий на встрече министров финансов "двадцатки" в Москве, так, чтобы он мог быть принят на саммите "двадцатки" в Санкт-Петербурге 5-6 сентября", - сказал Московичи.

В рамках процесса борьбы с уходом от налогов страны "двадцатки" также договорились о содействии автоматическому обмену налоговой информацией (в отличие от принципа предоставления информации по запросу, действующего сейчас) и борьбы с не сотрудничающими юрисдикциями.

В коммюнике по итогам встречи стороны заявили о своей полной поддержке "работы ОЭСР со странами "Группы двадцати", направленной на установление нового единого глобального стандарта для автоматического обмена информацией". Отчет о проделанной работе, включая сроки завершения этой работы в 2014 году, ОЭСР призвана подготовить к следующей встрече "двадцатки".

При этом стороны "призывают все юрисдикции взять обязательство о выполнении этого стандарта", говорится в документе.

Инвестиции: эстафета уходит к Австралии

Мир в последние годы переживает острую нехватку долгосрочных инвестиций. Именно проблему финансирования инвестиций Россия сделала одной из основных тем своего председательства в "двадцатке". По словам А.Силуанова, эта тема "вызвала неподдельный интерес у коллег".

G20 сосредоточилась на проблеме более активного вовлечения институциональных инвесторов в процесс финансирования инфраструктурных проектов. Средства институциональных инвесторов - пенсионных фондов, страховых компаний, суверенных фондов, которые суммарно превышают $90 трлн, сейчас фактически не направляются в инвестпроекты.

"Мы все сейчас ищем источники для инвестиций, банковское кредитование сокращается - вопрос, где взять инвестиции ? Конечно, это институциональные инвесторы, но для них нужна гарантия эффективности инвестиций. Здесь на помощь могли бы придти и международные банки развития, и национальные банки развития, которые могли бы подготовить соответствующие инвестиционные инфраструктурные проекты и вместе с институциональными инвесторами осуществлять такие проекты", - сообщил А.Силуанов.

В результате G20 одобрила план своей исследовательской группы, возглавили которую Индонезия и Германия, до конца 2014 года проанализировать возможности стимулирования долгосрочных инвестиций, существующие в отдельных странах. "Мы подтверждаем важность долгосрочного финансирования инвестиций, в том числе, в инфраструктуру, малые и средние предприятия в целях устойчивого роста и создания рабочих мест. Мы одобряем рабочий план, подготовленный исследовательской группой", - говорится в коммюнике.

Таким образом, обсуждение данной темы перейдет следующему председателю "двадцатки" - Австралии. "Мы начали ее обсуждать, тема это непростая, она будет продолжена и в ходе австралийского председательства, австралийские коллеги уже подтвердили это", - сказал министр.

В плане предусмотрено проведение анализа страновых факторов, влияния на инвестиции реформ в области регулирования финансовых рынков, развития рынков капиталов, в том числе, мобилизации ресурсов институциональных инвесторов, повышения эффективности и качества госинвестиций, а также определение подходов к развитию фондовых рынков в местной валюте.

Финансовая G20 также поприветствовала "Принципы высокого уровня по финансированию долгосрочных инвестиции для институциональных инвесторов", разработанные ОЭСР в ходе консультаций с членами G20, призвала ОЭСР определить подходы к их внедрению. Документ представляет собой рекомендации правительствам, а также самим институциональным инвесторам о том, какие на международном и национальных уровнях необходимо принимать меры, как усовершенствовать законодательство, регулирующее условия деятельности этих инвесторов на финансовых рынках, чтобы создать более благоприятные условия для инвестирования активов таких институтов в различные проекты, в том числе, и в инфраструктурные.

В коммюнике также отмечается, что страны "двадцатки" будут изучать, как лучше мобилизовать частные источники финансирования и рынки капитала. "Мы также ожидаем совершенствования работы многосторонних банков развития для разработки новых подходов в целях оптимизации использования существующих ресурсов, в том числе посредством использования частного капитала, и для укрепления их кредитоспособности", - отмечается в итоговом документе.

Министры и главы центробанков признали, что инвестиционный климат во многом зависит от действий правительства. "От того, насколько правительство активно проводит структурные реформы, насколько четко выверена бюджетная и финансовая политика, во многом зависит и инвестиционная привлекательность страны", - отмечает Силуанов. Также особое внимание G20 уделит улучшению разработки соглашений по частно-государственному партнерству.

Сама Россия уже начала привлекать к финансированию инвестиций свой суверенный фонд - Фонд национального благосостояния, решив использовать 450 млрд рублей из него для соинвестирования в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, модернизацию Транссиба и реконструкцию ЦКАД. Кроме того, решено, что Российский фонд прямых инвестиций будет привлекать суверенные фонды других стран для соинвестирования в эти инфраструктурные проекты.

Трудное выздоровление

Финансовая G20 констатировала сохраняющуюся слабость глобальной экономики, оздоровление которой происходит неустойчивыми и неровными темпами.

Во многих странах уровень безработицы по-прежнему чрезмерно высок, в США и Японии наметились признаки усиления активности, рецессия в еврозоне не прекращается. В странах с формирующейся рыночной экономикой отмечается дальнейшая стабилизация и рост, хотя и идущие более медленными темпами.

"Несмотря на то, что меры нашей политики способствовали сдерживанию рисков развития неблагоприятного сценария, они все еще высоки, как и увеличивающиеся расхождения в перспективах регионального роста. Растет неустойчивость на финансовых рынках, ужесточаются финансовые условия", - отмечается в коммюнике.

В связи с этим министры финансов и управляющие центробанков G20 разработают Санкт-Петербургский план действий, направленный на усиление экономического роста.

"Для того, чтобы поставить глобальную экономику на путь более уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, мы усилим наши политические действия и разработаем всеобъемлющий Санкт-Петербургский план действии?", - говорится в заявлении "двадцатки".

Краткосрочным приоритетом такого плана будет увеличение числа рабочих мест и усиление экономического роста.

Кроме того, министры обязуются принять меры по дальнейшему снижению фрагментации финансовых рынков. В частности, они намерены продвигать реформы, направленные на создание банковского союза в ЕС. Предполагается, что будет создан механизм единого банковского надзора, в рамках которого к концу 2014 года на Европейский центральный банк будет возложена функция банковского надзора в зоне евро и других государствах Евросоюза, которые пожелают присоединиться к банковскому союзу.

Министры также обязуются разработать и ввести в действие надежные среднесрочные фискальные стратегии в развитых странах, которые бы привели к стабилизации ситуации с уровнем госдолга и дефицита бюджета в этих странах.

В коммюнике отмечается прогресс в разработке среднесрочных страновых фискальных стратегий. "Они будут достаточно гибкими и будут учитывать краткосрочные экономические условия с тем, чтобы поддерживать экономический рост и создание рабочих мест, одновременно направив по устойчивому пути решение проблемы соотношения долга к ВВП", - говорится в документе.

Монетарное стимулирование экономического роста будет продолжено там, где это необходимо, а темпы и структура финансовой консолидации будет увязываться с экономическими условиями и "фискальным пространством".

В среднесрочном периоде для усиления потенциала роста экономик стран G20 Санкт-Петербургский план действий должен включать ряд всесторонних структурных реформ, с помощью которых возрастет производительность труда, вовлеченность рабочей силы и уровень занятости, отмечается в коммюнике.

Обошлось без валютных войн

Вопрос конкурентной девальвации валют или так называемых "валютных войн", ставший одним из наиболее обсуждаемых на встречах финансовой G20 в феврале и апреле, теперь потерял актуальность.

"Он неактуальный стал. Я не думаю, что вопрос ослабления валют, конкуренции валют будет особо сильно обсуждаться сегодня или завтра", - сказал в кулуарах встречи министр финансов РФ.

Вместе с тем, страны "двадцатки" все же задекларировали свое намерение не прибегать к "валютным войнам" в итоговом коммюнике.

"Мы будем воздерживаться от конкурентной девальвации и не будем устанавливать свои обменные курсы в конкурентных целях. Мы будем противодействовать всем формам протекционизма и будем сохранять открытость своих рынков", - указывается в документе.

На предыдущих встречах финансовой "двадцатки" вопрос "валютных войн" приобрел особую остроту из-за смягчения денежно-кредитной политики Японией, которая привела к существенному ослаблению курса иены.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });