Затяжной кризис AiRUnion
Прокуратура обвиняет "КрасЭйр" и "Сибирь Авиа Сервис" в нарушении прав потребителей, а "Ильюшин финанс" объявляет о банкротстве авиакомпании
Москва. 25 августа. INTERFAX.RU – Альянсу AiRUnion пока не удалось до конца решить проблемы, возникшие из-за накопившихся у входящих в него авиакомпаний долгов перед поставщиками топлива – в аэропорту г. Красноярска до сих пор задерживается вылет пяти самолетов ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр"). Как рассказала "Интерфаксу" начальник пресс-службы "КрасЭйр" Людмила Ганжурова, ждут своего вылета рейсы до Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского и Благовещенска. Кроме того, по словам собеседника агентства, авиакомпания приняла решение объединить в один рейсы до Москвы и Санкт-Петербурга. Планируется, что этот самолет вылетит сегодня, 25 августа.
Отвечая на вопрос о том, чем вызваны задержки, Ганжурова рассказала, что, несмотря на то, что задолженность "КрасЭйр" перед дальневосточными заправщиками была погашена в прошедшую пятницу, заправка самолетов пока не может быть начата – такое распоряжение должно отдать руководство компании, а его сейчас нет на месте. "Говорят, они в полном составе уехали на Олимпиаду. Но сейчас Олимпиада уже кончилась, поэтому можно надеяться, что решение будет принято в ближайшее время", - отметила Ганжурова, добавив, что Красноярск является на данный момент единственным аэропортом, в котором наблюдаются задержки вылетов самолетов – во всех остальных эту проблему удалось решить.
Напомним, что компания "Сибирь Авиа Сервис", занимающаяся заправкой самолетов в аэропорту Красноярска, 11 августа объявила о прекращении обслуживания самолетов "КрасЭйр" из-за долга в 200 млн рублей. Тогда дело закончилось лишь небольшим опозданием нескольких самолетов, так как альянсу удалось погасить часть задолженности. Однако 18 августа проблема возникла вновь, и с тех пор самолеты AiRUnion задерживаются практически во всех аэропортах, из которых они совершают вылеты. Огромному количеству пассажиров пришлось сутками ждать вылета своих рейсов. Так, например, с 21 по 24 августа в аэропорту Владивостока ожидали вылета до тысячи человек. Сложившуюся в аэропорту тяжелую ситуацию удалось разрешить только благодаря личному вмешательству губернатора Приморья Сергея Дарькина. Как сообщается, в воскресенье, 24 августа все самолеты под личные гарантии главы региона были заправлены авиакеросином и вылетели в пункты назначения.
Тем временем, Западно-Сибирская транспортная прокуратура приняла решение провести доследственную проверку действий авиакомпании "КрасЭйр", после чего будет рассмотрен вопрос о возбуждении в отношении авиаперевозчика уголовного дела. Как отмечается в сообщении ведомства, сотрудники прокуратуры установили, что у авиакомпании есть большие задолженности перед многими российскими топливозаправочными комплексами. Кроме того, в отношении "КрасЭйр" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за нарушение лицензионных требований и условий. Дело направлено для рассмотрения в Арбитражный суд Красноярского края.
Однако "КрасЭйр" оказалась не единственной компанией, привлекшей внимание прокуратуры в связи с этой ситуацией. Так, в сообщении прокуратуры отмечается, что некоторые поставщики топлива, перед которыми у AiRUnion скопились долги, повели себя не совсем правильно, вместо мирного урегулирования спора решив ограничить или прекратить заправку самолетов альянса, что привело к многочисленным задержкам рейсов и ущемлению прав пассажиров. "Прокуратурой заявлен иск в суд о признании действий ЗАО "Сибирь Авиа Сервис" незаконными и нарушающими права пассажиров", - говорится в сообщении.
В результате администрациям ЗАО "Сибирь Авиа Сервис" и ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" были внесены представления об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, прокуратура инициировала возбуждение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю дела о нарушении антимонопольного законодательства по факту злоупотребления доминирующим положением "Сибирь Авиа Сервис".
Тем временем, компаниям, входящим в альянс ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс") было запрещено продавать билеты на зимний период - как на регулярные, так и на чартерные рейсы.
В свою очередь, в госкорпорации "Ростехнологии", которая должна стать владельцем госпакетов альянса AiRUnion, заявили, что компании-члены альянса не способны в настоящее время выплатить накопленные долги и продолжать работу в нормальном режиме. "По нашей предварительной оценке, все вышеназванные авиакомпании находятся в кризисном финансовом состоянии. Их совокупная кредиторская задолженность превышает $1 миллиард. Авиакомпании не способны на сегодняшний день обслуживать накопленную задолженность, а также поддерживать текущую производственную деятельность", - говорится в заявлении госкорпорации.
Между тем, менеджер одной из авиакомпаний альянса рассказал в интервью изданию "Ведомости", что в пятницу в Красноярском арбитражном суде было принято к рассмотрению заявление о банкротстве авиаперевозчика от лизинговой компании "Ильюшин финанс". Эта информация позднее была подтверждена генеральным директором "Ильюшин финанс" Александром Рубцовым, который сообщил, что сумма иска составляет около $4 миллионов. Общая же задолженность "КрасЭйр" составляет более $20 миллионов. Как сообщается, первое заседание суда по поданному иску назначено на 22 сентября.
Кроме того, в заявлении "Ростехнологий" жестко критикуются действия руководства AiRUnion во время кризиса. "Акционеры и менеджмент авиакомпаний не выработали адекватную программу антикризисного управления и не предприняли эффективных мер для устранения массовых задержек рейсов. Более того, 22 августа частные акционеры и многие ключевые руководители авиакомпаний вообще отсутствовали на своих рабочих местах ", - отметили в госкорпорации.
Как сообщается в заявлении, перевозки пассажиров удалось возобновить только благодаря вмешательству "Ростехнологий". "Корпорация в кризисный период поручилась перед рядом топливных компаний по текущим обязательствам ОАО "Красноярские авиалинии", ОАО "Домодедовские авиалинии" и ОАО "Авиакомпания "Самара". Благодаря этому с 22 августа были возобновлены пассажирские перевозки. Вместе с тем нельзя полностью исключить повторения подобной ситуации в будущем", - сказано в заявлении.
Позднее стало известно, что премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от вице-премьера РФ Сергея Иванова, курирующего транспорт, сегодня же разобраться с ситуацией, связанной с задержками авиарейсов из российских аэропортов.
"Хотел бы обратить внимание вице-премьера, который отвечает за транспорт, на то, что у нас люди в аэропортах сидят сутками: главное - навести там порядок, и как можно быстрее, прошу вас лично этим заняться", - заявил Путин на сегодняшнем заседании президиума правительства РФ.
Мария Христианова
/Интерфакс/