Страны БРИК выведут мир из сумерек
Международная торговля стагнирует, деньги центральных банков не помогают, а развивающиеся страны растеряли свой пыл и больше не растут так быстро, как росли раньше. Им нужно найти новые рецепты роста, ведь без них мир быстро погрузится во тьму
Нью-Йорк. 27 сентября. FINMARKET.RU - Мировая экономика застряла в "сумеречной зоне", полагают аналитики Morgan Stanley. Рост мирового ВВП колеблется вокруг 3%.
Это не спад - рост выше критических 2,5%, но и не уверенный рост, который можно будет диагностировать, когда мировая экономика разгонится до 3,5% в год.
Из сумрака во тьму
- Последние данные о деловой активности в Европе и Китае говорят о том, что мировая экономика ближе к спаду, чем к росту.
- Важный аргумент в пользу этого тезиса - продолжающийся спад международной торговли.
Международная торговля сбавляет обороты
- Причины разворачивающейся на наших глазах трагедии известны. Неопределенность парализует инвесторов. Развивающиеся страны замедляются. Их экономические модели больше не могут обеспечить им прежних темпов роста.
- Европа вновь оказалась в порочном круге: кризис, потом реакция, временные улучшения и волны самодовольства. Последние действия ЕЦБ привели к улучшению ситуации, но политики оказались так довольны результатами, что вот-вот повернут все вспять.
- Пока от сползания в рецессию мировую экономику удерживает только ослабление монетарной политики мировыми центробанками.
Модели роста развивающихся стран сломались
Мировую экономику из "сумеречной зоны" могут и должны вывести развивающиеся страны. Но их дела идут не блестяще: выпуск падает, кажется, что в их экономическом двигателе что-то сломалось.
С точки зрения аналитиков Morgan Stanley, их правительства неправильно распоряжались ресурсами во время бурного роста.
- Компании и правительства этих стран мало внимания уделяли развитию внутренних рынков и вкладывали слишком много в отрасли, связанные с экспортом.
- Теперь, когда экономика не растет, они не могут принять мысль о том, что рецессия - естественная часть экономического цикла. Поэтому вместо того, чтобы исправить эти дисбалансы, они продолжают стимулировать рост.
В результате:
- Экспорт развивающихся стран падает из-за снижения спроса в развитых государствах.
- Эффективность развивающихся рынков снижается - промышленники в развитых странах теперь могут спокойно конкурировать с экспортом из развивающихся стран.
- Приток иностранных инвестиций вот-вот иссякнет.
Новые ориентиры для роста
Развивающимся странам пора менять неработающие модели и искать новые рецепты роста.
1. Им необходимо изменить свое отношение к промышленной политике. Помощь избранным отраслям мешает рынку более справедливо распределить ресурсы. В результате структура рынков искажается, а компании, получающие преференции от государства, отказываются от инноваций в пользу увеличения собственной ренты.
2.Признаком макроэкономической стабильности долгое время считался профицит счета текущих операций. Это иллюзия, от которой пора отказаться. Правительства должны стимулировать не внутренние накопления, а инвестиции.
3.Чтобы обеспечить макростабильность следует беспокоиться не о профиците счета текущих операций, а о стабильном росте экономики.
Развивающиеся страны утратили свой пыл
Дополнительная проблема для развивающихся стран - плохая демография. Им придется менять технологии, чтобы более эффективно использовать трудовые ресурсы, улучшать систему образования и повышать производительность труда. Все это требует значительных и очень продуманных инвестиций.
Каждой стране БРИК - свою реформу
Универсальных рецептов исправления ситуации не существует. Каждая страна должна идти своей дорого. "Финмаркет" рассмотрел рекомендации Morgan Stanley для стран БРИК.
Китай: от роста, основанного на экспорте/инвестициях к внутреннему потреблению
- Все драйверы роста китайской экономики сходят на нет. Это означает, что Китай в ближайшие годы ждут нелегкие времени. А до 2020 года потенциал роста экономики страны снизится до 6,5%.
- Во многом инвестиции финансировались за счет неявных "субсидий" - они составляли примерно 60% дохода на дополнительную единицу капитала. Эти "субсидии" могли составить примерно 10% ВВП. Это было связано с заниженной стоимостью труда, ресурсов и денег. Заплатили за это китайские домохозяйства, их накопления 20 лет остаются в зоне отрицательной доходности.
Низкие ставки обеспечили рост инвестиций и обрекли простых китайцев на бедность
- Переход к стимулированию внутреннего потребления может помочь китайской экономике, ведь внешний спрос на продукцию вряд ли будет расти.
- Но дешевых денег внутри страны больше не будет. Это означает, что бизнес будет более осторожно относиться к капиталу и направлять его туда, где не хватает инвестиций.
- При этом в стране сокращается рабочая сила - нужно вкладывать в развитие технологий, которые помогли бы повысить производительность труда.
- Перевод китайской экономики на рельсы внутреннего спроса - серьезное испытание и для страны, и для всего мира. От того, как власти справятся с этими проблемами, зависит будущее мировой экономики.
Россия: от ресурсного проклятия к сбалансированному производству
- Россия больна "голландской болезнью". Ее признаки: бурный рост сырьевого сектора и стагнация всех остальных секторов, рост потребления и инфляции, снижение безработицы и рост зарплат. Болезнь также сопровождается снижением выпуска.
- При этом у страны есть все для успешного развития - высокий доход на душу населения и довольно хороший уровень образования. Но "голландская болезнь" приводит к тому, что страна движется назад, а не вперед.
- Правительство слишком многое ставит на доходы от нефти. Если нефть вдруг упадет, например, из-за сланцевой революции, правительство с этим справиться не сможет. То же самое касается и корпоративного сектора.
- Ухудшила "голландскую болезнь" и масштабная национализация частных компаний, начавшаяся в 2003 году.
- Госкомпании в целом менее конкурентоспособны и менее склонны к инновациям, чем частный бизнес. Национализация усиливает "голландскую болезнь", в результате потенциала роста экономики снижается.
- Кроме того, у правительства просто нет стимулов для проведения реформ. А бизнес, в котором доминирующую роль играют госкомпании, их не требует.
- В MS позитивно восприняли недавний выпад Владимира Путина против бюджета, предложенного Минфином. Это сигнал, что России нужен более реформистский бюджет.
- Однако впереди еще большой путь: нужно вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, но самая важная задача - приватизация госкомпаний. Правительство, конечно, ставит перед собой эту цель, но не ясно, будет ли она достигнута. Обещания на эту тему звучат с 2009 года.
Бразилия: от ресурсного проклятия к сбалансированному производству
- Бразилия - это еще один классический случай "голландской болезни". Пока ВВП растет, промышленность страны стагнирует.
Бразилия - типичный случай "голландской болезни"
- Реальные ставки по кредитам в Бразилии очень высокие, а сбережения населения очень малы. Высока волатильность инфляции и бюджета.
- Проблемы Бразилии можно решить с помощью правильной промышленной политики - необходимо с помощью госинвестиций стимулировать развитие несырьевой промышленности.
- Сейчас в стране проводятся реформы в нужном направлении: сокращены тарифы на электричество, чтобы снизить издержки бизнеса, начаты крупные инвестиционные проекты.
Индия: от внутреннего потребления к росту, основанному на инвестициях
- У Индии не так много проблем, как у ее партнеров по БРИК. Главная из ее проблем - это рост, основанный на внутреннем потреблении. Но оно полностью зависит от субсидий правительства.
- Правительство не рассматривает частные инвестиции как драйвер роста, а привлекательность страны для инвесторов снижают коррупционные скандалы. Они также мешают и крупным государственным инвестиционным программам.
- На экономику давит дефицит бюджета. Необходимость ограничивать расходы мешает вложениям в инфраструктуру. Хотя это необходимо, особенно в энергетическом секторе.
- Поможет экономике реформа рынка труда и структуры государственных субсидий.
- Правительство уже решило отменить субсидии на топливо - это поможет справиться с дефицитом бюджета. Необходимо провести реформу рынка розничной торговли, пересмотреть структуру госпредприятий и заставить их больше тратить.