Россия не позволяет "квартету" занять произраильскую позицию

Глава Палестинской национальной автономии Махмуд Аббас рассказывает "Интерфаксу" о своем видении перспектив ближневосточного урегулирования

Россия не позволяет "квартету" занять произраильскую позицию
Россия не позволяет "квартету" занять произраильскую позицию
Фото: Reuters

Москва. 25 июня. INERFAX.RU - Председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас в преддверие визита президента России Владимира Путина 26 июня на палестинские территории рассказал специальному корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому о повестке дня переговоров двух лидеров, перспективах ближневосточного урегулирования и возможных сроках проведения выборов на палестинских территориях.

- Господин Аббас, что Вы ожидаете от визита президента Путина, и какие вопросы будут обсуждаться?

- Россия – великая держава. Она постоянный член Совета Безопасности ООН, она член "квартета" наряду с США, Евросоюзом и ООН. Россия имеет исторические и стратегические отношения с Ближним Востоком. Ее позиция по отношению к палестинской проблеме строится на уважении принципов международного права и устава ООН; защите прав народов, в том числе права палестинского народа на самоопределение и создание независимого палестинского государства и прекращение израильской оккупации территорий в границах 1967 года.

Мы с большим воодушевлением приветствуем исторический визит в Палестину президента Владимира Путина. В связи с этим вспоминаем первый успешный важный визит господина Медведева в Палестину.

Мы обязательно обсудим с господином президентом мирный процесс между нами и израильтянами, который переживает кризис из-за того, что израильское правительство упорно продолжает политику строительства поселений, и пытается увести переговоры от их сути.

Также будем обсуждать предложения касательно других треков, к примеру, проведение международной конференции в Москве, о чем была достигнута договоренность после конференции в Аннаполисе; а также обращение Палестины в ООН для получения полноправного членства или статуса государства – не члена. В ходе наших переговоров будут также обязательно рассмотрено развитие двухсторонних отношений с Россией в разных областях, поскольку палестино-российские отношения - исторически крепкие и разнообразные.

- Что может сделать Россия, чтобы продвинуть мирный процесс?

- Россия делает все, чтобы продвинуть мирный процесс, используя свои двусторонние отношения со всеми сторонами, в том числе с США, так и с Израилем, а так же международные форумы. Мы высоко оцениваем важную роль России в рамках "квартета". Россия является важным гарантом того, что позиции других участников "квартета" не скатятся окончательно на позиции Израиля. Позиция России в Совете Безопасности и других международных учреждениях ООН придает резолюциям и решениям этих структур большой вес. В связи с этим хочу поблагодарить РФ за всестороннюю поддержку нашего народа.

- Какова Ваша оценка событий "арабской весны" и их влияния на ситуацию в регионе? Можно ли сказать, что эти события отодвинули вопрос палестино-израильского урегулирования на международной повестке на второй план?

- Изменения, которые происходят в ряде арабских государств в результате так называемой "арабской весны", - это следствие стремления народов этих стран к свободе и справедливости. Мы считаем, что это – внутренние вопросы этих стран, в которые мы не вмешиваемся. Наш принцип – уважение воли этих народов. Вместе с тем, мы прикладываем усилия и используем свои отношения, чтобы эти изменения были мирными, без кровопролития и разрушения этих стран. Мы поощряем всех, кто может участвовать в создании условий для переговоров между общественными силами в странах, охваченных "арабской весной". Мы признаем, что события, которые происходят в ряде арабских стран, притянули внимание и освещение СМИ на себя, но не это явилось причиной того, что вопрос палестино-израильского урегулирования был отодвинут на задний план. Причина – в непреклонности Израиля и политике действующего израильского правительства, направленной на иудиезацию Иерусалима и расширение поселений; в игнорировании принципов Устава ООН, международных резолюций, проектов и инициатив; в несоблюдении и отказе от договоренностей, которые мы подписывали с предыдущими правительствами Израиля.

- Привела ли переписка между Вашим Превосходительством и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху к какому-нибудь положительному результату в палестино-израильском урегулировании?

- К сожалению, ответ премьер-министра Нетаньяху на мое письмо не касался сути выдвинутых проблем, являющихся ядром любых переговоров между нами. То есть, это – границы палестинского государства, вывод из оккупированных территорий. Его письмо было очень общим; в нем есть лишь призыв к возврату к переговорам без ссылок, без каких-либо обязательств по поводу замораживания строительства поселений.

- Готова ли палестинская сторона к компромиссу в ближневосточном урегулировании, чтобы выйти из тупика?

- Палестинская сторона проявила большую гибкость в различных ситуациях. Мы пошли на непрямые переговоры, на сближающие переговоры, а так же на прямые переговоры для достижения урегулирования, которое поддерживает мир и которое основывается на решении двух государств и принципе "земля в обмен на мир". Но продолжающееся строительство поселений, которые распространяются как рак по всей территории западного берега, приводит к тупику. Так что, мяч на стороне Израиля.

- Ваша оценка событий в Сирии? Конкретно, призыв некоторых стран и оппозиции к Башару Асаду уйти в отставку. Полагаете ли Вы, что события в Сирии выплеснутся за пределы региона, будут угрожать стабильности в регионе и обострят ситуацию на территории ПНА?

- События в Сирии, где имеются человеческие жертвы, причиняют нам боль. Сирия пожертвовала многим ради справедливого палестинского дела, приняла на своей территории около полумиллиона палестинцев, занимает важную стратегическую позицию на Ближнем Востоке. Наша позиция – невмешательство во внутренние дела. В конце концов, решение - за сирийским народом. Безусловно, распространение насилия угрожает стабильности в регионе и будет влиять на соседние с Сирией страны.

Что касается территорий ПНА, то там имеются иные проблемы, свои страдания, которые продолжаются из-за израильской оккупации со всеми вытекающими из нее последствиями.

- Когда состоятся парламентские и президентские выборы в Палестине?

- Когда будет сформировано правительство национального согласия под моим председательством, о чем ранее была достигнута договоренность. А также, когда избирательный комитет закончит свою работу в секторе Газа. Через шесть месяцев после этого, состоятся выборы. То есть, дата проведения выборов и президентских, и парламентских, и в Национальный Совет определится после формирования правительства и окончания работы избирательного комитета.

- Будете ли Вы выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах? Или выдвинете другого кандидата?

- Я много раз в Исполнительном комитете ООП и Центральном комитете ФАТХ заявлял о своем нежелании выдвигать свою кандидатуру. Со своей стороны, буду уважать и поддерживать любую кандидатуру, которую выдвинут наши институты. Нет конкретной личности, которой я отдаю свое предпочтение.

- Смогли ли ФАТХ и ХАМАС урегулировать все вопросы, касающиеся формирования будущего правительства и его председательствования?

- Как я уже говорил ранее, в договоренности, достигнутой в Каире и в Дохе, говорится о формировании правительства под моим председательством с ограниченным сроком действия. В Каире в ходе дискуссий между ФАТХ и ХАМАС были достигнуты важные результаты касательно большинства вопросов. Я надеюсь, мы сумеем достигнуть договоренностей и по тем небольшим вопросам, которые остались.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений