В России - 104 млн представителей среднего класса

Средний класс - это те, кто купил себе машину, решили экономисты. Так они приписали к "средним" еще 300 млн жителей Земли - в основном русских и китайцев

В России - 104 млн представителей среднего класса
Фото: Reuters

7 июня. FINMARKET.RU - Средний класс - мотор мировой экономики и главный на планете потребитель товаров и услуг - может оказаться значительно более массовым, чем было принято считать раньше. Новая методика определения принадлежности к среднему классу от экономистов из центра Carnegie позволяет дополнительно причислить к нему больше 300 млн жителей развивающихся стран.

Это не просто методологическая "прибавка" - достоверность прогнозов развития мировой экономики в значительной степени зависит от того, как определять границы среднего класса, изменение его вкусов и предпочтений мгновенно сказываются на соотношении спроса и предложения на товары и услуги.

Экономисты из Центра Карнеги Ури Дадуш и Шимелс Али предлагают ввести новый универсальный критерий принадлежности к среднему классу: наличие у домохозяйства автомобиля.

Если применить такой подход к России, то окажется, что задача, поставленная четыре года назад президентом Владимиром Путиным, - средний класс к 2020 году должен включать в себя до 70% граждан страны, - уже выполнена и даже перевыполнена.

В России 104,4 млн автовладельцев, а значит, к среднему классу в стране относится 73% ее жителей. По этому показателю Россия занимает второе после Китая место (106 млн автовладельцев) среди развивающихся стран.

Как измерить средний класс?

Придумать единый критерий для развитых и развивающихся стран сложно. Традиционно, исследователи берут за отправную точку размер подушевого дохода. Однако это не всегда помогает.

Все те, кто не бедствует. Самое широкое определение "среднего класса" включает в него всех жителей планеты, не являющихся бедняками. Всемирный банк считает, что бедные - это те, кто получает меньше $2 в день с учетом покупательской способности местной валюты.

  • Такая методика позволяет отнести к среднему классу 4 млрд человек из примерно 7 млрд, проживающих на планете.
  • Но это слишком общая оценка: многие из этих четырех миллиардов, может быть, и могут позволить себе мобильный телефон, но, например, не имеют постоянного доступа к электричеству. Выходит, что это слишком общая оценка.

Больше $85 в день. Еще одна оценка намного более жесткая: средний класс - это все те, кто получает более медианного дохода в развитых экономиках.

  • Так человек относится к среднему классу, если его доход выше $31 000 в год или $85 в день.
  • Согласно этой методике, к среднему классу относятся лишь 12% населения земли - большая часть из них живет в развитых странах. В развивающихся странах к среднему классу, с этой точки зрения, относится лишь тонкая прослойка населения.
  • В России, таким образом, надо зарабатывать более 82 000 руб в месяц по текущему курсу, чтобы быть причисленным к среднему классу.

Между $10 и $50 в день. Самое популярную методику оценки размеров среднего класса предложили в 2002 году два экономиста, Бранко Миланович и Шломо Ицхаки. Они предложили зачислить в средний класс всех, кто получает $10-50 в день с учетом покупательской способности валюты.

  • В развивающихся странах "большой двадцатки" под это определение попадают примерно 369 млн человек.
  • В России, таким образом, средний класс составляет 57 млн человек, а в Китае - 118 млн.

Однако у всех этих методик есть нескольких минусов:

1. Они основаны на выборочных, не часто проводимых обследованиях домашних хозяйств. Эти исследования сильно различаются по качеству.

2. Даже если доходы измерены адекватно, они могут не отражать личное потребление людей.

3. Большинство оценок измеряется по паритету покупательской способности. Его сложно оперативно определить для некоторых стран, например, для Китая.

4. Сравнивать доходы в разных странах с разным уровнем развития очень сложно. Например, очевидно, что в США за $2 невозможно получить даже самый базовый набор продуктов или, например, ночлег.

Тот, у кого есть машина. Сложность оценки и сопоставления различных параметров заставили Дадуша и Али из Центра Карнеги придумать простейшую методику - наличие у домохозяйства автомобиля. Они объясняют свой выбор так:

  • В развивающихся странах покупка машины становится символом того, что человек вошел в средний класс. Если в развитых странах у большинства домохозяйств есть машина, часто не одна, то для жителей развивающихся стран наличие машины означает определенный уровень достатка и социальный статус .
  • Статистика по продажам машин часто обновляется и в принципе надежна.
  • Покупка автомобиля так же становится сигналом: если человек может позволить себе столь дорогостоящую вещь, он может и хочет купить и другие дорогостоящие товары.
  • Конечно, подобные измерения исключают из списка среднего класса тех, кто может позволить себе, например, компьютер, спутникое телевидение или кондиционер, но не машину. Однако в развивающихся странах чаще всего машины дешевле и старше, чем в развитых. Так средний возраст автомобиля в Индии - 20 лет, а в США - 11 лет. Поэтому это допущение учитывает разницу в доходах, ценах и покупательных способностях валют.
  • Корреляции между количеством машин на 1000 человек, доходами на душу населения и потреблением достаточно высока.

Средний класс оказался в два раза больше

Дадуш и Али уверены, что исходя из их расчетов, средний класс в развивающихся странах окажется больше, чем принято считать. Кроме того, он и растет заметно быстрее:

  • В развивающихся странах "большой двадцатки" к среднему классу может быть отнесено 550-600 млн человек. Это на 50% больше традиционных оценок, которые исходят из среднего дневного дохода $10-50.
  • К среднему классу могут быть отнесены 104,4 млн россиян, имеющих автомобили, это почти в два раза больше традиционной оценки в 57 млн, основанной на ежедневном доходе в$10-50.
  • Обе оценки показывают, что самый большой по численности средний класс в Китае. К нему могут быть отнесены 106,6 млн владельцев автомобилей или 118 млн людей с доходом от $10 до $50 в день.

Китай является лидером по численности среднего класса

Средний класс, согласно оценки Дадуши и Али, и растет быстрее, чем раньше прогнозировали эксперты. Так Всемирный банк в 2007 году прогнозировал, что в 2005-2030 годах средний класс в развивающихся стран будет в среднем расти на 4,5% в год. Однако количество автомобилей в 2006-2010 годах увеличивалось в два раза быстрее - на 10,3%. Это касается и России, и Китая, и Индии.

Средний класс может вырасти быстрее, чем прогнозируют эксперты

Из-за падения доходов и уровня жизни в развитых странах доля среднего класса в них снижается.

Когда люди становятся средним классом

Дадуш и Али попытались найти ответ и на другой вопрос, при каком уровне доходов населения количество автомобилей в стране начинает расти, а вместе с ними растет и численность среднего класса:

  • Количество машин начинает резко расти после того, как доходы населения превысили определенный уровень. Анализ, проведенный в 60 странах, показывает, что для этого доходы населения должны увеличиться до $3400 в год по паритету покупательской способности.
  • Сейчас 70 развивающихся стран, в которых живут примерно 4 млрд человек, как раз относятся к группе стран со средними доходами на душу населения на уровне $3400-10 000.
  • В странах БРИК только в 2010 году количество машин увеличилось на 14 млн штук. За это время только в этих странах средний класс пополнили 46 млн человек - это сопоставимо, например, с населением Испании.
  • Правда, по количеству автомобилей на 1000 человек развивающиеся страны все еще заметно отстают от развитых. В Индии и Китае количество машин на тысячу человек составляет 10 и 27 соответственно, а в Германии и США - 502 и 451.

Методика Дадуша и Али может оказаться очень эффективной для прогнозов развития глобальных товарных рынков и рынков услуг.

Если бы ей пользовались, например, в 2007 году, то она позволила бы предсказать взрывной рост спроса на типичные для европейского и американского среднего класса продукты питания - молоко, сливочное масло, белый хлеб, - в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, который последовал сразу за началом автомобильного бума в этом регионе.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });