Два поколения Минфина выступили слаженным дуэтом
Алексей Кудрин и Антон Силуанов продемонстрировали одинаковый подход к решению почти всех ключевых вопросов бюджетной политики
Москва. 19 января. INTERFAX.RU - Сомнения в преемственности курса российского Минфина в связи с недавней сменой руководителя, если они у кого-то и были, после выступлений Антона Силуанова и Алексея Кудрина на Гайдаровском форуме должны окончательно рассеяться. Бывший и нынешний министр воспользовались жанром диалога, но вполне могли говорить хором: их взгляды на бюджетную политику совпадают во всех ключевых моментах. Так что актуальным остается только один вопрос - хватит ли у нового министра политического веса, чтобы подхватить знамя борьбы с расходами.
Как поднять триллион
Открывая панельную дискуссию, Кудрин, выступавший ее модератором, сказал: "Я тут для вопросов, может быть, неудобных, но я буду щадить правительство". На что Силуанов, начиная свое выступление, заметил: "Если Алексей Леонидович будет задавать вопросы, то нам легко будет ответить, потому что мы на одной волне всегда находимся, и у нас всегда есть понимание тех вопросов, какие пути развития бюджетной и налоговой системы мы должны пройти и как это сделать".
Силуанов сходу ринулся в бой со сторонниками увеличения расходов бюджета.
"Сейчас в ведущих отраслях и некоторые эксперты говорят о том, что необходимо совершить бюджетный маневр, в частности, увеличить расходы бюджета на 4% ВВП", - сказал министр, отметив, что только половину повышения предлагается профинансировать за счет перераспределения расходов внутри бюджета, а остальное - за счет дополнительных расходов.
"Такой так называемый маневр приведет к тому, что бюджет должен будет увеличить свои расходные обязательства. Если увеличить их на два процентных пункта ВВП, то уже никакие бюджетные правила действовать не будут. Опять мы приведем бюджет к тому, что это будет не инструмент стабильности, а инструмент разбалансированности финансовой системы", - предупредил Силуанов.
По его словам, для наращивания расходов на два процентных пункта потребуется дополнительно 1 трлн рублей. Помимо того, что это создаст риски для исполнения обязательств, встает вопрос о том, где взять эти деньги. "На внутреннем рынке триллион пылесосить через бюджет? В этом году у нас и так очень большие заимствования на рынке. Если в 2011 году объем заимствований с рынка был 1,4 трлн рублей, то в 2012 году - 1,8 трлн рублей", - сказал министр. По его мнению, если увеличить заимствования еще на 1 трлн рублей, то это лишит ликвидности все финансовые институты в стране.
С внешнего рынка такой объем средств взять можно, однако встает вопрос о стоимости таких заимствований, подчеркнул он.
"Нам говорят, может быть, ЦБ купит ваши облигации на вторичном рынке? Но 1 трлн рублей дополнительной ликвидности, который предоставит ЦБ, при том, что необходимо обеспечить прирост денежной массы для инфляции 5-6%, это значит превысить объем денежного предложения, который может обеспечить такую инфляцию", - пояснил Силуанов.
Но вопрос не только в источниках финансирования увеличения расходов, но и в рисках, которые создает такой рост для макроэкономической стабильности. "Два процента - это при условии нашего прогноза цены на нефть. Допустим, цена на нефть будет не $100 с лишним за баррель, а $80. Нам надо действующие обязательства обеспечить ресурсами, не говоря о дополнительных 2%. Иначе получается, мы создаем риски для всей конструкции наших даже принятых решений", - заявил министр.
"Поэтому наш маневр, который будет обсуждаться в правительстве, это плюс 2% и минус 2%", - сказал он. Увеличение расходов на 2% ВВП на приоритетные направления - образование, здравоохранение, инфраструктуру - должно осуществляться "не за счет создания рисков, увеличения расходов, как это было до кризиса (…), а в рамках имеющихся ресурсов".
Увеличить эффективность расходования бюджетных средств поможет перевод госуслуг на рынок. "Вместо того, чтобы, как обычно, давать смету бюджетным учреждениям, заказывать услуги на рынке. Должна быть конкуренция", - заявил министр.
В свою очередь Алексей Кудрин пояснил, что речь идет о предложении рабочей группы по стратегии 2020, которая предлагает в ближайшие десять лет увеличить расходы на 4 процентных пункта ВВП, уменьшив другие расходы на 2%, тем самым общее увеличение расходов на ближайшие десять лет составит 2% ВВП.
Модератор Кудрин вмешался в выступление бывшего министра вовсе не для того, чтобы задать ему острые и неудобные вопросы, а чтобы помочь четче сформулировать основной посыл.
"Как я понял, вы высказали сомнение по источникам дополнительных 2% ВВП, которые нужно найти. Учитывая, если налоги не будут повышаться, значит это либо пойдет на увеличение дефицита, либо на какие-то другие (источники - ИФ) …", - Кудрин на самом деле не спрашивал, а утверждал.
Специально для тех, кто надеется на опережающий рост экономики и соответствующий рост расходов, Кудрин задал Силуанову наводящий вопрос - считает ли он, что можно увеличивать расходы сверх прогноза в случае, если рост ВВП будет, к примеру, на 1% больше базового показателя? Ответ Силуанова был ожидаемым: "Финансовые власти должны исходить из консервативного прогноза". "Если будут больше доходы, это будет нашим подарком, тогда, наверное, можно увеличить, но увеличивать (расходы - ИФ) только на то, что может быть потом уменьшено", - сказал он.
Семь? Ну, пять!
Кудрин и в роли модератора конференции строго распределял ресурсы, под конец выступления напомнив Силуанову о регламенте. Последовавший мини-диалог показал, что новый глава Минфина сам умеет пользоваться приемами оппонентов, то есть распорядителей бюджетных средств.
"Сколько вам нужно времени?" "Семь минут". "Семь??" "Пять (смех в зале). Я специально сказал семь, чтобы потом перейти на пять", - ответил Силуанов бывшему шефу.
Как министр сумеет справиться с применением на практике принципа "всегда проси больше, чем нужно", станет понятно в скором будущем - по крайней мере, после мартовских выборов ссылки на специфику политического цикла работать уже не будут.