"Польша раньше США начала "перезагрузку" отношений с Россией"

Глава польского дипломатического ведомства Радослав Сикорский поговорил с "Интерфаксом" о "перезагрузке" в отношениях с Москвой, смоленской и катыньской трагедиях и визовом режиме

"Польша раньше США начала "перезагрузку" отношений с Россией"
"Польша раньше США начала "перезагрузку" отношений с Россией"

Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский прибыл в Россию с визитом по приглашению главы российского МИД Сергея Лаврова. Как ожидается, в ходе визита будет подписано соглашение об отмене виз для жителей Калининградской области. Накануне своего приезда в Москву польский министр дал интервью заместителю главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой.

- Господин министр, ранее в Варшаве Вы говорили, что Россия является одной из последних стран, соседствующих с Польшей, с которыми еще не проведена "перезагрузка". Как в настоящее время Вы оцениваете уровень и общую атмосферу в отношениях с Россией? Какие вопросы должны быть затронуты во время Вашего визита в Москву?

- Напоминаю, что Польша первой, еще прежде чем США, начала свою "перезагрузку" отношений с Россией. Мы это планировали с конца 2007 года, когда премьер-министром стал Дональд Туск, а я принял портфель руководителя дипломатии. С этого времени многого удалось достигнуть также благодаря визиту премьер-министра Владимира Путина в Гданьск в 2009 году, его встрече с премьер-министром Д. Туском в Катыни и Смоленске в 2010 году, или же визиту президента Дмитрия Медведева ровно год тому назад в Варшаву. Постепенно мы преодолеваем трудные вопросы исторического характера, доказательством чего было заявление Думы, осуждающее сталинское преступление в отношении 20 тысяч польских офицеров в Катыни. Мы создали в 2011 году Польский и Российский центры диалога и согласия. Эти сходные учреждения должны сближать оба наших народа. Именно человеческий аспект, лучшее взаимное знакомство обществ, преодоление стереотипов является для польско-российских отношений ключевым. Поэтому я так сильно нажимал, также на форуме всего Европейского союза, на создание малого приграничного движения, охватывающего всю Калининградскую область и соответствующую территорию с польской стороны, в том числе большие города, такие как Гданьск и Ольштын. Я рад, что во время сегодняшнего визита мы подпишем с министром Сергеем Лавровым это соглашение. Впервые миллион россиян сможет посещать довольно большую территорию в ЕС без виз.

- Приближается окончание польского председательства в Совете ЕС. Именно в ходе вашего председательства Россия и ЕС договорились по списку совместных шагов, служащих отмене визового режима. Какова, по Вашему мнению, вероятность утверждения этого документа во время саммита Россия – ЕС в Брюсселе в декабре этого года? Когда все граждане РФ смогут ездить в страны ЕС без виз, хотя бы на короткий срок?

- Напоминаю: Польша ввела визы для россиян только потому, что таким было условие вхождения нашей страны в Шенгенскую зону. Мы считали и считаем, что визовые барьеры для восточных соседей Польши и ЕС, в том числе для россиян, должны быть в ЕС как можно меньшими.

Польша, осуществляя председательство в Совете ЕС, хочет соглашения между ЕС и Российской Федерацией по вопросу согласования "совместных шагов" по отмене визового режима. Однако этот процесс требует времени и реагирования на изменения в передвижениях людей через границы.

Но мы стараемся помогать россиянам в поездках в ЕС как только можем. Отсюда и соглашение о малом приграничном движении с Калининградом, о чём я уже упомянул. По этой причине мы вводим ряд упрощений процедур выдачи виз гражданам Российской Федерации и увеличиваем способности наших консульств в России. В 2011 году мы выдадим россиянам около 220 тыс. виз, год тому назад было 160 тыс. Мы также рассчитываем на взаимность России по отношению к гражданам ЕС.

Мы недавно узнали, что у российских бюро путешествий имеются проблемы с получением виз в Польшу в горячий предпраздничный период. Мы сразу приняли решение об отправке дополнительных консулов в Москву, проблемы должны уменьшиться.

- В Москве высказываются, что размещение в Европе ПРО США и НАТО вынудит Россию сделать ответные шаги военно-технического характера, включая в это возможность размещения «Искандеров» в Калининградской области, что может спровоцировать новую гонку вооружений в мире. Как Вы относитесь к такой перспективе? Польша готова предоставить свою территорию и акваторию Балтийского моря для размещения элементов будущего щита ПРО?

- Повторю: по польской оценке, польско-российские отношения в последние годы значительно улучшились. С тем большей неожиданностью мы встречаем такие заявления, как сделанное в ноябре президентом Дмитрием Медведевым, о российской реакции на строительство системы противоракетной обороны в Европе. Применение формы ультиматума является ненужным в отношениях между соседями (Россией и Польшей), так и со стратегическими партнёрами (Россией и НАТО). Беспокоит перспектива милитаризации Калининградской области, особенно размещение там наступательных «Искандеров». Это был бы сигнал, что Россия по-прежнему воспринимает Североатлантический альянс в качестве своего потенциального врага. Надеюсь, что это не так.

Напоминаю, что во время саммита в Лиссабоне в ноябре 2010 г. и НАТО, и Россия заявили о готовности к близкому сотрудничеству при строительстве системы противоракетной обороны. Это является нашим совместным интересом по безопасности. Надо этого придерживаться. Я уверен, что НАТО и Россия могут выработать такие принципы сотрудничества при развитии системы и такие взаимные гарантии, которые будут служить укреплению стратегического партнёрства.

- Вопрос смоленской трагедии с самолётом бывшего президента РП Л. Качиньского всё еще остается источником недоразумений в польско-российских отношениях? Когда в этой истории можно будет поставить точку?

- Катастрофа самолёта с президентом Лехом Качиньским и с почти сотней выдающихся поляков на борту была для моего народа большой травмой. Мы ценим то, как много тогда поступило из России слов соболезнований, как от властей, так и от тысяч обыкновенных россиян. С этого времени сотрудничество государственных учреждений Польши и России по выяснению причин катастрофы является интенсивным, хотя надо добавить, что оно могло быть лучшим, а выводы обеих комиссий, выясняющих обстоятельства дела – польской и российской – различались. Польская Комиссия признала, что часть причин происшествия вызвали упущения или действия обслуживающего персонала аэропорта в Смоленске.

По-прежнему по этому вопросу работают прокуратуры. В этот момент нас беспокоят опоздания в осуществлении важных для польского прокурорского следствия ходатайств о юридической помощи, направленных российской стороне, касающихся в частности передачи различного рода документов и чёрных ящиков. Принимая во внимание заявления российской стороны о том, что вскоре следствие российской прокуратуры должно завершиться, мы ожидаем скорого решения о передаче обломков разбившегося самолёта Польше.

- В Москве высказываются о возможности официальной реабилитации Россией жертв катынской трагедии. Такое решение закончит раз и навсегда все расхождения относительно "катынского дела"?

- Я хотел бы, если бы в польско-российских отношениях мы повторили процесс примирения, который ранее имел место между поляками и немцами. Речь идёт о примирении на основе правды, признания обеими сторонами исторических фактов и ответственности за них.

Поэтому мы с большим вниманием принимаем появляющиеся сигналы о работах российских экспертов, в том числе юристов, имеющих целью реабилитацию польских жертв сталинских репрессий. Мы ожидаем такого решения России. Ещё раз подчеркну моё признание заявлению Государственной Думы, осуждающей катынское преступление. Это было для нас очень важным.

Независимо от юридической реабилитации жертв катынского преступления, мы ожидаем передачи остальных документов российского следствия по этому делу. Это очень далеко зашедший процесс, тем не менее, незаконченный.

Выполнение этих требований, как мы уже многократно сигнализировали российской стороне, с точки зрения польского государства позволило бы закрыть этот трагический раздел в нашей истории. Это также привело бы к юридическому миру между Россией и Катынскими семьями.

- Известно, что польский концерн ПГНиГ ("Польске Гурництво Нафтове и Газовництво") недавно обратился в Арбитражный суд в Стокгольме с требованием снижения цены за российский газ. По Вашему мнению, этот фактор может стать новым поводом к ухудшению в двусторонних отношениях. Как можно урегулировать этот вопрос?

- Спор, касающийся цены на сырьё не является чем-то необычным в отношениях между двумя концернами. Их представители проводили по этому вопросу консультации несколько месяцев. Они не привели к соглашению, следовательно, согласно контракту, очередным шагом для ПГНиГ является процесс в арбитражном суде. Впрочем, подобным образом в контактах с Газпромом поступают многие другие европейские энергетические концерны.

Для потребителей газа в Европе существует проблема цены поставок из России. Очень трудно объяснить польским потребителям газа, почему российский газ в Польше дороже, чем тот же самый газ в Германии. Особенно в связи с появлением значительно более конкурентного сжиженного природного газа, в перспективе также из сланцевых месторождений в США.

Парадоксальна ситуация, что польские фирмы хотят покупать российский газ от немецких посредников, а не непосредственно от Газпрома. Поэтому действия ПГНиГ, чтобы привести к снижению цены на газ, покупаемый непосредственно в России, вполне обоснованы, и следует помнить, что польская фирма является одним из крупнейших клиентов Газпрома. Помня о многолетнем сотрудничестве с Газпромом, я уверен, что направление дела в арбитраж не исключает продолжения переговоров по ценам (опираясь на соответствующие параграфы коммерческого контракта), которые могут закончиться успехом при гибкости со стороны российского поставщика. Процедура изменения цены, предложенная польской фирмой Газпрому, опирается на механизм, на базе которого цена подверглась изменению в 2006 году по предложению российской стороны (тогда речь шла, конечно, о повышении).

Я верю в рынок и его рациональность также в газовом секторе. Поэтому Польша как Председатель в Совете ЕС усиливает рыночные решения, которые служат конкуренции на энергетических рынках Евросоюза. Это по инициативе польского председательства министры энергетики согласовали, что необходимо развитие прозрачных и юридически обязывающих принципов сотрудничества с Россией, направленных на интеграцию энергетических рынков в рамках нового Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве. Эффект осуществления этого плана будет очевиден и, надеюсь, с нетерпением ожидаем обеими сторонами: чем больше будет рынка в газовых отношениях, тем меньше будет места для дискуссии между политиками о цене газа.

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников