Нам не давали ни копейки из бюджета

Бывший министр культуры СССР, худрук "Содружества актеров Таганки" в свой юбилей сетует на отсутствие финансирования театра и информационную блокаду

Нам не давали ни копейки из бюджета
Нам не давали ни копейки из бюджета
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 августа. INTERFAX.RU - Средства массовой информации подвергают "Содружество актеров Таганки" информационной блокаде, заявил "Интерфаксу" художественный руководитель театра Николай Губенко, которому в среду, 17 августа, исполняется 70. "Для прессы нас просто не существует, и это связано, я убежден, с тем, что все без исключения театральные критики заняли стороны Любимова в нашем с ним конфликте 19 лет назад", - считает Губенко.

16 лет "Содружество актеров Таганки" существовало без финансовой помощи государства. "Нам не давали ни копейки из бюджета, хотя "Содружество актеров Таганки" - государственный театр, - рассказывает Губенко. - И хотя в 1992 году было принято постановление о разделе театра на Таганке и о придании нам юридического статуса, хотя мы выиграли за те годы 27 судов, в том числе против московского правительства, Москомимущества и против Театра на Таганке, нас не финансировали вовсе".

В 2008 году Юрий Лужков начал частично финансировать "Содружество актеров Таганки".

"А в это время соседний театр (Театр на Таганке п/р Юрий Любимова - "Интерфакс") финансировался на 100-150 процентов плюс президентские подачки, гранты, спонсоры и прочее, - вспоминает Н.Губенко. - С 2009 мы чувствуем себя более или менее нормально. Нам помогает правительство Москвы, помогает новый мэр. У нас в репертуаре 16 спектаклей. У нас появился уже свой зритель, на всех спектаклях аншлаги".

Между тем театр вынужден на выходные сдавать свою сцену антрепризам. "Мы не зарабатываем столько, чтобы платить актерам приличную зарплату. Самая большая зарплата в нашем театре - 27 тысяч, а средняя - 16-17 тысяч", - отмечает руководитель театра.

В последние годы Губенко не появляется в кино, сосредоточившись на театральной деятельности. "За последние годы у меня было огромное количество предложений, причем от очень талантливых людей - Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова, Павла Чухрая, Эльдара Рязанова. Но порой содержание материала не совпадало с личными потребностями, а иногда материал был очень хорош, но я понимал, что степень душевных и физических затрат должна быть невероятно высока, и я просто не выдержу, умру", - отмечает Губенко.

Он уверен, что наработанный им за долгие годы материал не позволяет ему соглашаться на роли, которые ему неприятны. "Было огромное количество страшных, неприемлемых предложений - палачи-энкаведешники, бюрократы, взяточники, бандиты, крутые, цыганские бароны и прочее, - вспоминает Губенко. - И хотя за это сулили огромные деньги, я отказывался. И Жанна (супруга Губенко актриса Жанна Болотова - "Интерфакс") тоже - ей все время почему-то предлагают сыграть содержательницу публичного дома. Ладно бы образы, которые предлагают, были интересными, - тогда можно кого угодно сыграть. Но ведь барахло предлагают".

Губенко жалуется, что в Мосгордуме ему, члену фракции КПРФ, работать очень сложно. "Что бы я ни предлагал, ни одно мое предложение не будет принято фракцией "Единой России", несмотря на то, что там очень много бывших коммунистов, - утверждает он. - Нас, коммунистов, в Мосгордуме трое, и все наши предложения отвергаются на корню". В качестве депутата Губенко больше сосредоточен не на культуре, а на решении социальных проблем - "главным образом это жилье, помощь инвалидам, пенсии, трудоустройство". Н.Губенко болезненно воспринимает все, что сейчас происходит с застройкой Москвы. Он уверен, что позиция нового московского правительства должна быть четкой: как можно меньше уничтожать старых зданий.

Он следит за конфликтом в Театре на Таганке, но не готов подробно комментировать его: "Мне очень трудно, даже невозможно давать какую-то оценку тому, что сейчас происходит в Театре на Таганке, - поясняет он. - Я 16 лет расхлебывал последствия всей этой мерзости и понимаю: все, что бы я ни сказал, будет истолковано однобоко". Но он уверен, что скандал, разразившийся в его бывшем театре, закономерен. "Наконец у той труппы кончилось терпение тоже, - констатирует он. - Впрочем, я бы назвал это даже не терпением, а зависимостью - и творческой, и материальной".

Худрук "Содружества актеров Таганки" полагает, что любимовская Таганка закончилась в момент возвращения Любимова из эмиграции: "Он снял все спектакли, которые заставляли публику думать, анализировать, сравнивать, и начал ставить исключительно политические спектакли". Тот факт, что последний год московские театры подвержены скандалам, Губенко считает не следствием изжившей себя старой репертуарной системы и не кризисом управления театрами, но в первую очередь результатом дефицита личностей в искусстве. На сегодняшний день в афише "Содружества актеров Таганки" около двадцати спектаклей. Последняя премьера театра - "Дикарка" Ануя.

В кино Николай Губенко поставил фильмы "Пришел солдат с фронта", "Подранки", "И жизнь, и слезы, и любовь", "Запретная зона". Сыграл в фильмах "Мне двадцать лет", "Пядь земли", "Прошу слова", "Подранки", "Директор", "Пришел солдат с фронта", "Дворянское гнездо". Народный артист СССР.

Губенко родился 17 августа 1941 года в Одессе. В 1964-1968 и с 1980-х Губенко - актер Театра на Таганке, c 1987 по 1989 годы - главный режиссер театра.

После возвращения Любимова на этот пост часть коллектива просит Н.Губенко остаться художественным руководителем, что влечет за собой конфликт и разделение театра. В 1992 году Н.Губенко становится руководителем театра "Содружество актёров Таганки", которое занимает новое здание театра.

Губенко - последний министр культуры СССР (1989 - 1992). На выборах в Мосгордуму 2009 года входил в первую тройку избирательного списка КПРФ. 21 октября 2009 году был избран заместителем Председателя Московской городской Думы.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений