Плюс пять миллиардов и полмиллиона машин в год
Минэкономразвития РФ подписало 4 соглашения с автопроизводителями в рамках нового режима промсборки на общую сумму ожидаемых инвестиций свыше $5 млрд до 2015 года
Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - Правительство РФ в 2005 году ввело режим промышленной сборки автомобилей, который позволил автопроизводителям ввозить комплектующие по льготным ставкам при условии создания сборочных предприятий на территории России мощностью не менее 25 тыс. автомобилей в год и локализации производства.
В 2005-2007 годах Минэкономразвития РФ подписало соглашения с 15 автопроизводителями сроком на 7-8 лет с начала работы производства, на которое распространяется соглашение.
В начале 2011 года правительство РФ утвердило изменения в правила промсборки в части уменьшения выпуска автомобилей методом крупноузловой сборки (SKD, до 5% от общего объема в течение 3 лет) и строительства или реконструкции действующих мощностей до не менее 300 тыс. машин в год, а также создания производства по выпуску двигателей или коробок передач.
Ряд автопроизводителей, среди которых и германский концерн Volkswagen (выпускает автомобили под марками Skoda и Volkswagen в Калуге, а также намерен начать в середине 2012 года сборку машин на мощностях группы "ГАЗ" (в Нижнем Новгороде) требовал пересмотреть новые условия режима промсборки в части SKD.
Минэкономразвития в среду сообщило о подписании 4 соглашений с автопроизводителями - в том числе и с VW - в рамках нового режима промышленной сборки автомобилей, предполагающих общую сумму инвестиций $5 млрд, что позволит дополнительно выпускать более 500 тыс. автомобилей в РФ в год.
Ранее планировалось, что министерство подпишет 6 соглашений. Magna отказалась от планов по сборке машин в России, соглашение с Fiat может быть подписано до конца недели, но не в рамках нового режима промсборки.
4 соглашения, 10 компаний
Минэкономразвития заключило 4 дополнительных соглашения о "промышленной сборке" автомобилей с ООО "Фольксваген групп РУС" (сборка автомобилей Volkswagen и Skoda в Калуге и в Нижнем Новгороде - на автомобильном заводе "ГАЗ"); с консорциум ООО "Соллерс" (входит в группу Sollers - ЗАО "Форд Мотор Компании" (сборка легковых и коммерческих автомобилей Ford в Ленинградской области и в республике Татарстан), с консорциумом ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "Автофрамос" (завод Renault в Москве), ООО "Ниссан" (российское подразделение Nissan), ООО "Объединенная автомобильная группа" (управляет "ИжАвто"), ОАО "КАМАЗ", ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" (МБТВ, сборка легковых и грузовых автомобилей в Тольятти, Ижевске, Ленинградской области и республике Татарстан); а также с ООО "Дженерал Моторз Авто" (сборка автомобилей Chevrolet, Opel в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде -на автомобильном заводе "ГАЗ").
"В период с марта по май 2011 года Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России проведены переговоры с ведущими международными автопроизводителями. По результатам проведенной работы подготовлены проекты соглашений, в которых четко определены графики реализации инвестиционных проектов, объемы создаваемых новых проектных мощностей (или модернизация действующих мощностей), детальные сроки локализации производства, объем инвестиций, прописаны обязательства и ответственность сторон", - сказал директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования министерства Дмитрий Левченков журналистам в среду.
По оценкам министерства, инвестиции будут осуществлены в ближайшие 3-4 года, то есть до 2015 года.
Совместные инвестиции Sollers и Ford, которые намерены до конца 2011 года запустить СП в России, составят $1,2 млрд при выпуске 300 тыс. автомобилей 8 моделей, VW - $900 млн, 300-310 тыс. автомобилей 11 моделей, GM - $1 млрд, 300 тыс. автомобилей 4 моделей, а консорциума из 6 производителей, среди которых "АвтоВАЗ", "Автофрамос", Nissan, ОАГ, "КАМАЗ", МБТВ - $2 млрд при выпуске более 1 млн автомобилей в год.
"Volkswagen очень активно выступал за пересмотр соглашения, в частности, увеличение объема выпуска автомобилей в режиме крупноузлой сборки (SKD), но подписал соглашение на новых условиях", - отметил Д.Левченков.
В соответствии с бизнес-планами компаний, реализация инвестиционных проектов предусматривает производство до 100 современных моделей автомобилей в объеме более 2 млн штук в год (с учетом модернизации производств на "АвтоВАЗе" и "ИжАвто").
Согласно договоренностям с ВТО, инвестсоглашения должны были быть подписаны до 1 июня 2011 года.
"По 300 тыс. автомобилей, скажем так, никто не обязан собирать. 300 тыс. - это объем мощностей, собирать будут столько, сколько рынок (потребует)", - сказал директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования министерства.
"На наш взгляд, этот весь объем позволит обеспечить весь российской рынок автомобилями процентов на 80, может больше", - уточнил Д.Левченков.
Комментируя вопрос по невыполнению условий соглашений, он сказал "санкции - это расторжение соглашений". Есть и финансовые санкции, добавил представитель министерства, однако не уточнил детали.
Magna и Fiat
Канадская Magna International Inc., крупнейший в мире поставщик автокомплектующих, ранее планировала собирать автомобили в рамках нового режима промсборки автомобилей в России, но не представила бизнес-плана.
"Что касается Magna -официальное письмо они написали в середине мая. У них, что называется, не получился бизнес-кейс. То есть компания Magna не практикует сборку автомобилей, как правило, занимается дизайном, производством компонентов. С различными партнерами пытались строить бизнес-кейсы (в России), но не получилось", - отметил Д.Левченков.
Также он сообщил, что итальянский концерн Fiat, который остался без партнера в России после того, как в феврале 2011 года группа Sollers объявила о смене стратегического партнера с Fiat на Ford, до конца недели намерен подписать с Минэкономразвития РФ соглашение по сборке автомобилей в России и может направить $1,1 млрд на этот проект.
"Мы подготовили к подписанию соглашение. В ближайшее время оно будет подписано. Это в рамках "старого" порядка промсборки, но при этом компания Fiat берет на себя дополнительные обязательства: в частности, объем новых производственных мощностей порядка 120 тыс. автомобилей в год, то есть в 5 раз больше (чем по старому режиму - ИФ)", - сказал Д.Левченков.
Он отметил, что в настоящее время Сбербанк и Fiat ведут переговоры по финансированию проекта в России. "Сейчас идут активные переговоры со Сбербанком по финансированию", - сказал представитель Минэкономразвития.
Fiat заключил соглашение по промсборке на старых условиях из-за того, что у его компании в России - ООО "Савеко" (совместное предприятия "Самотлор-НН" и Iveco, дочернего предприятия Fiat) - ранее было соглашение по старому режиму промсборки.
Ранее сообщалось, что Fiat вел переговоры с несколькими компании по организации совместной работы в РФ.
"Производственный план будет в своей основе базироваться на выпуске машин сегментов С и D, SUVs и легких коммерческих грузовиков", - говорилось в сообщении Fiat. Автомобили будут выпускаться в основном под брендами Fiat и Jeep. Проект также предусматривает импорт ограниченного числа машин для пополнения модельного ряда.
Кроме того, Минэкономразвития подписало меморандумы со 191 производителем автомобильных компонентов и комплектующих в рамках режима промышленной сборки .
Министерство рассчитывает подписать окончательные соглашения с 30 компаниями до конца 2011 г. Ранее планировалось, что соглашения будут подписаны до конца 2013 г.
Срок действия соглашений - до 2020 г. Уровень локализации составит 40%.
По словам Д.Левченкова, с рядом компаний подписаны меморандумы сразу по нескольким видам продукции. "Документы готовятся. Будут представлены в июне", - сказал он.
Новые условия
По новому режиму промсборки крупный автопроизводитель (или группа автопроизводителей) обязуется выпускать не менее 300 тыс. моторных транспортных средств в год не позднее чем через 4 года с даты вступления допсоглашения в силу. Модернизация существующих мощностей до 350 тыс. единиц в год может быть проведена за 3 года.
В рамках соглашения необходимо производство в РФ не менее 30% устанавливаемых двигателей, или не менее 200 тыс. штук при объеме выпуска свыше 1 млн автомобилей в год, после 4 лет с даты вступления в силу допсоглашения. Кроме того, в срок 4 года необходимо создать или модернизировать существующий в РФ научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр и организовать штамповочное производство.
Среднегодовой уровень локализации после 4 лет для новых производств должен составлять не менее 30%, далее возрастать до 40% за пятый год и 55% - за шестой календарный год, для существующих - в первый год 35%, второй - 40%, третий - 45%, четвертый - 50%, пятый год - 55% и шестой - не менее 60%.
Соглашения заключаются сроком до 31 декабря 2020 года.
В перечень российских автопроизводителей, работающих в режиме промышленной сборки в настоящее время, входят "ИжАвто", "УАЗ" и другие предприятия группы Sollers, "АвтоВАЗ", "ГАЗ", "Автофрамос" (завод Renault), а также расположенные в РФ предприятия Nissan, Toyota, GM, Ford, Volkswagen и Hyundai Motor.
Режим "промсборки" был введен в действие в 2005 году и обеспечил льготный режим для инвесторов, готовых создавать в РФ собственные производства автомобилей. Соответствующее постановление правительства обнулило или снизило пошлины на ввоз ряда компонентов в рамках соглашений, заключаемых сроком на 7 лет (для действующих предприятий) или на 8 лет (для создаваемых).
В настоящее время Минэкономразвития заключило 30 соглашений по производству моторных транспортных средств. Из них 19 соглашений вступило в силу. Суммарный объем инвестиций в проекты предусмотрен на уровне $7 млрд. Фактически за 2006-2010 гг. осуществлено инвестиций на $4 млрд.
В рамках действующих проектов уже созданы новые производственные мощности по выпуску в суммарном объеме более 1,3 млн автомобилей в год, запланированное количество создаваемых рабочих мест составит свыше 51 тыс. рабочих мест, из которых уже создано 18 тыс. рабочих мест.