Туризм в Москве: потенциал не реализован
Московский гостиничный рынок отстает от рынков европейских столиц как по качеству, так и по спросу, констатируют в компании Knight Frank. Столица практически не реализует колоссальный туристический потенциал, которым обладает, уверены эксперты
Москва. 3 мая. FINMARKET.RU - Власти столицы убеждены, что ежегодный приток туристов в Москву может быть значительно выше, чем сейчас. "Считаю, что Москва недооценена по своему туристическом потенциалу", - заявлял мэр Москвы Сергей Собянин в марте в прямом эфире программы "Наш город" на канале ТВЦ.
Отвечая на вопрос, что нужно сделать в Москве для развития туриндустрии, градоначальник ответил коротко: "Много, что нужно". Он пояснил, что в городе необходимо развивать дорожно-транспортную инфраструктуру, гостиничное хозяйство, сервис в котором зачастую оставляет желать лучшего.
Эксперты полностью согласны с мэром Москвы. На данном этапе развития московский гостиничный рынок по-прежнему отстает от рынков европейских столиц, как по объему качественного предложения, так и по спросу на размещение в гостиницах города, констатирует международная консалтинговая компания Knight Frank.
Как отмечается в обзоре компании, практически все европейские столицы являются не только деловыми, но и туристическими центрами, привлекающими ежегодно миллионы туристов. Москва же практически не реализует колоссальный туристический потенциал. Доля познавательного туризма в общей структуре спроса не превышает 20%, тогда как на деловой туризм приходится 55-65%.
"Таким образом, в условиях слабой туристической составляющей спроса в периоды низкой деловой активности загрузка московских отелей значительно сокращается - отклонения минимальных значений показателя от среднегодового в Москве превышают уровень в 20 процентных пунктов (п.п.), тогда как в европейских городах находятся в пределах 10-12 п.п. В результате среднегодовая загрузка столичного номерного фонда ниже, чем в других мегаполисах Европы", - подчеркивают эксперты.
Согласно данным Knight Frank, в 2010 году российскую столицу посетили 4 млн иностранных гостей (прирост относительно 2009 г. составил 8%), что сопоставимо с показателями таких европейских столиц как Берлин, Прага и Амстердам. Для Москвы, как самого большого по численности населения города Европы, данный результат может быть расценен как весьма скромный.
"На конец 2010 г. совокупный объем номерного фонда Москвы составил, по нашим оценкам, 42 тыс. номеров, что примерно вдвое ниже, чем в таких городах как Лондон и Париж. Такое отставание на фоне относительно более низкой среднегодовой загрузки гостиниц российской столицы можно расценивать как индикатор крайне слабого использования туристического потенциала города", - подчеркивают в консалтинговой компании. В то же время, по номерному фонду Москва все же обгоняет Прагу, Вену, Амстердам.
В Москве доля гостиниц категории 3* в общей структуре предложения составляет почти 50%, что в 1,5 раза превосходит средний по Европе показатель. Однако существенная часть (более 55%) предложения в данном сегменте представлена объектами, построенными в советский период, и не соответствуют современным стандартам качества, отмечают в Knight Frank. На гостиницы 5* в Европе приходится 20% номерного фонда, в Москве - всего 9%, гостиницы 4* в Европе занимают 43%, а в Москве - 24% рынка.
На сегодняшний день под брендами международных операторов в Москве работает около 20% гостиниц, тогда как в среднем по Европе их доля превосходит 35%. В ближайшие 5 лет в Москве под международными брендами планируется открыть более 25 гостиниц c совокупным номерным фондом, превышающим 6,5 тыс. номеров. Прирост предложения будет происходить как за счет нового строительства, так и путем реконструкции уже существующих гостиниц. Это будет способствовать выводу устаревшего номерного фонда и формированию более сбалансированной структуры предложения, отвечающей потребностям рынка.
Расширение предложения, вероятно, окажется фактором, сдерживающим рост загрузки столичного номерного фонда, несмотря на ожидаемое увеличение турпотока, полагают в Knight Frank.
Учитывая имеющиеся на настоящий момент предпосылки к росту показателей коммерческой деятельности московских гостиниц, вполне вероятным представляется возвращение Москвы в ближайшей перспективе на лидирующие позиции среди европейских городов по значениям средней стоимости номера и доходу на номер, отмечают эксперты.
Тем временем власти Москвы не планируют сидеть сложа руки и выступают за ребрендинг Москвы как туристического центра. Глава комитета по туризму столицы Сергей Шпилько заявлял, что в ближайшее время будет подготовлен план "по продвижению Москвы на внутреннем и внешнем туристическом рынке". "Разумеется, в этом году оперативно все проблемы решить не удастся. Принципиально важная задача - доказать москвичам и гостям столицы, что Москва действительно взялась за туризм", - заявил он.
/Финмаркет/