В погоне за двумя зайцами
Минэкономразвития внесло в правительство основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 года. Министерством разработано два сценария, и главное различие между ними заключается в том, пойдет ли Россия по инновационному или энерго-сырьевому пути
Москва. 10 февраля. FINMARKET.RU - Минэкономразвития разработало и внесло в правительство сценарные условия и основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. Рассмотрение этого документа ожидается в правительстве в марте.
По традиции министерство подготовило два сценария развития экономики: инновационный и консервативный (энерго-сырьевой).
Уже из названия сценариев понятно, какой из них министерство предложит в качестве основного. Но для этого необходимо пересмотреть бюджетную политику в сторону увеличения финансирования образования, науки, здравоохранения, модернизации транспортной инфраструктуры.
При существующих прогнозах цен на нефть такое увеличение расходов может не позволить реализовать планы правительства по обнулению дефицита бюджета после 2015 года. В Минэкономразвития считают, что ради перехода на инновационные рельсы можно допустить умеренный дефицит бюджета и после "нулевого" срока. Иначе при желании решить одновременно две задачи - инновационного развития и недефицитного бюджета - может получиться, как в пословице про погоню за двумя зайцами.
"Главное отличие этих сценариев заключается не в том, будет ли дефицит бюджета после 2015 года или нет, а в том, что происходит с экономикой. Основная разница в том, как ведет себя частный капитал, чтобы он шел не только в ТЭК, но и в высокотехнологичные сферы", - прокомментировал сценарии прогноза "Интерфаксу" замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.
При этом он согласился, что бюджетная политика является важным инструментом для перехода из энерго-сырьевого сценария в инновационный, так как для притока частных инвестиций в ту или иную сферу необходимо модернизировать инфраструктуру за счет госинвестиций.
"Модернизировать транспортную инфраструктуру, поддержать образование и науку и одновременно обнулить дефицит бюджета (при заложенных прогнозах цен на нефть) невозможно", - полагает А.Клепач.
Поэтому, по его словам, и поднимается вопрос о возможном изменении бюджетной политики после 2013 года.
Замминистра считает, что постепенный рост суверенного долга (из-за дефицита бюджета) к 2030 году до 30-35% ВВП не будет нести критических финансовых рисков, но "больший размер долга допускать ненужно".
По его словам, оба сценария исходят из умеренного роста цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем 1-1,5% в год в реальном выражении). Предполагается, что цена на нефть марки Urals в 2020 году достигнет $101 за баррель, в 2030 году - $140 за баррель. В периоды замедления мирового экономического роста вероятно снижение цен на нефть на 15-20% от основного тренда.
Инновационный сценарий наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. Доля высокотехнологичного сектора в этом сценарии, по словам А.Клепача, может вырасти к 2030 году до 20% ВВП с нынешних 12% (в энерго-сырьевом сценарии доля увеличивается незначительно).
"Сценарий предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста на рубеже 2020-2022 годов", - говорится в пояснительной записке к прогнозу.
Расходы на здравоохранение возрастают до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование, соответственно, до 6,4% и 6,8% ВВП. Возрастают расходы на науку - до 3% ВВП в 2020-2030 годах.
При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП снизится к 2030 году на 40-45%, резко возрастет производительность труда.
В данном варианте среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4-4,2%, а реальные доходы населения вырастут в 2030 году в 2,3 раза (среднегодовые темпы увеличения с 2011 по 2030 год составят 4,8%).
Инновационный сценарий предполагает, что среднегодовой рост промышленного производства в период с 2011 по 2030 год составит 4,1%, при этом оборот розничной торговли будет увеличиваться в среднем на 4,8% в год.
Необходимые для выполнения условий данного варианта уровень госинвестиций и параметры бюджета развития потребуют сохранения дефицита федерального бюджета в размере 2-3% ВВП в 2015-2025 гг., государственный долг после 2025 года превысит уровень 30% ВВП.
Консервативный (энерго-сырьевой) сценарий рассматривает развитие экономики, опирающееся на использование конкурентных преимуществ России в сырьевом секторе. В сценарии не предполагается комплексная реализация всех инновационных возможностей экономики, но при этом упор делается на развитие инноваций, ориентированных на модернизацию сырьевого сектора и обеспечение обороноспособности.
Развитие инноваций в этом сценарии ориентируется в основном на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году лишь до 2% ВВП (в 2010 году - 1,2% ВВП).
Расходы на образование на протяжении всего периода оцениваются на уровне 4,4-4,9% ВВП (в 2010 году - 5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение вырастут с 4,9% ВВП в 2010 году до 5,2% в 2030 году.
Базовой гипотезой для данного варианта является обеспечение сбалансированности федерального бюджета после 2015 года (и даже обеспечение незначительного профицита - до 1% ВВП). Сбалансированность может быть обеспечена за счет ограничения инвестиций в развитие человеческого капитала и транспортной инфраструктуры, а также пересмотра уже принятых решений в сфере пенсионной политики и обороноспособности страны.
В результате при энерго-сырьевом варианте развития экономика увеличится к 2030 году лишь в 1,8 раза со среднегодовым темпом 2,9%, реальные доходы населения - тоже в 1,8 раза, а доля России в мировом ВВП снизится с нынешнего уровня в 3% до 2,6%. Среднегодовой рост промышленного производства в данном сценарии предполагается на уровне 3,1%, оборота розничной торговли - 4,1%.
В Минэкономразвития отмечают, что динамика цен на нефть будет оставаться одним из существенных факторов, влияющих на динамику внутреннего спроса, устойчивость обменного курса, поведение инвесторов и темпы роста российской экономики. Однако инновационный сценарий развития, ориентированный на ускоренное развитие несырьевых отраслей, в перспективе сможет в большей степени повысить устойчивость экономики к возможным внешнеэкономическим шокам. Уже к 2025 году появляются определенные структурные различия между рассмотренными сценариями (инновационным и энерго-сырьевым), которые обеспечивают различную степень их устойчивости. Инновационный вариант предполагает снижение доли ТЭК в структуре ВВП с 22% в 2010 году до 14% в 2025 году, при этом в энерго-сырьевом сценарии доля ТЭК будет составлять 17%. Доля ТЭК в товарной структуре экспорта в инновационном сценарии снизится с 65% в 2010 году до 42%, в энерго-сырьевом - до 51%.
"Реализация энерго-сырьевого сценария базируется уже на сложившихся тенденциях. Естественно, он более реалистичен и развитие по нему не является катастрофой. Но в этом случае российская экономика будет расти темпами ниже среднемировой, и наша доля в мировом ВВП будет снижаться. В инновационном сценарии ситуация противоположная - темпы роста будут опережать среднемировые и доля экономики РФ будет расти", - резюмировал А.Клепач.
/Финмаркет/