Москва: нарушения на сотни миллиардов

Счетная палата выявила финансовые нарушения на сумму 215 млрд рублей при расходовании бюджетных средств, выделенных в 2008-2010 годах на транспортный комплекс Москвы

Москва: нарушения на сотни миллиардов
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 4 февраля. FINMARKET.RU - Финансовые нарушения на сумму 215 млрд рублей выявлены при проверке расходования бюджетных средств, выделенных в 2008-2010 годах на транспортный комплекс Москвы, заявил аудитор Счетной палаты (СП) РФ Сергей Рябухин на пресс-конференции в пятницу.

Эти цифры оказались незначительно меньше тех, что были озвучены С.Рябухиным в качестве предварительных в конце декабря - тогда аудитор называл цифру ориентировочно в 232 млрд рублей. "В ходе дополнительного анализа эту цифру снизили на 17 млрд рублей", - пояснил представитель Счетной палаты.

По словам С.Рябухина, выявлено нецелевое использование бюджетных средств и иных фактов должностных злоупотреблений на 10,8 млрд рублей. Кроме того, государственные и муниципальные закупки осуществлялись с нарушением установленного порядка на сумму 117,8 млрд рублей, заявил аудитор. Также, по его словам, 59,4 млрд рублей предоставлялись в виде бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка. Предварительные суммы, озвученные в конце декабря, были чуть выше. Тогда С.Рябухин, говорил, что по системе госзакупок "есть риски и признаки нарушений законодательства в объеме приблизительно 122 млрд рублей". Кроме того, в объеме свыше 85 млрд рублей предварительно были выявлены нарушения в порядке предоставления бюджетных инвестиций.

Несоблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных денег выявлено на сумму 24,8 млрд рублей, добавил аудитор. На сумму 2,4 млрд рублей выявлено несоблюдение принципа разграничения доходов, расходов, источника финансирования дефицитов бюджетов в межбюджетной системе РФ, сообщил С.Рябухин.

Помимо этого, в ходе проверки выявлено несоблюдение порядка предоставления бюджетных субсидий юрлицам (332,7 млн рублей), а также нарушение указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на сумму 424,6 млн рублей, заявил аудитор.

Как отметил С.Рябухин "на сумму 8 млрд 875 млн рублей под видом бюджетных субсидий фактически дотировалась деятельность компании "Атлант-Союз". "Эти средства определялись как субсидии, но на самом деле расходовались на содержание компании", - отметил аудитор. Кроме того, по его словам, на 830 млн рублей должны были закупить авиационные суда, которые фактически не были приобретены.

Накануне телеканал "Россия 1" передавал, что искать придется и деньги, на которые - как значится в документах - построили уже построенный участок дороги от Звенигородского шоссе до Беговой улицы. "Сумма 2,4 млрд была израсходована на участок Третьего транспортного кольца, который был профинансирован ОАО "РЖД". То есть правительство Москвы пошло на финансирование этого участка, а это относится к компетенции ОАО "РЖД", и за это уже заплачено", - сообщил С.Рябухин телеканалу.

Как отмечает "Россия 1", 1 млрд рублей потратили на содержание дорог, которые к Москве отношения не имеют. Конкурсы при строительстве и ремонте не проводили. Строили по цене, в разы превышающей коммерческую. "По некоторым участкам строительства дорог или метрополитена мы видим завышение на 17,22%. На этом этапе и происходит воровство", - отмечает аудитор.

С.Рябухин сообщил, что за три года на транспортный комплекс Москвы было израсходовано 574 млрд рублей. Проверялись пять департаментов правительства Москвы, три управления, два ГУПа и акционерное общество (ранее сообщалось, что это ГУП "Мосгортранс", ГУП "Московский метрополитен", ОАО "Мосметрострой").

"К сожалению, в СМИ прошла искаженная информация о том, что выявлены хищения. Мы говорим о нарушениях", - отметил аудитор.

В свою очередь, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских сказал на пресс-конференции, что выявление фактов нецелевого расходования бюджетных средств необязательно ведет к уголовному преследованию.

Так, по его словам, например, в ГУП "Мосгортранс" выявлено нецелевое расходование бюджетных средств, на которые построили в Московской области детский сад. "Он (детский сад) не лицензирован, не аккредитован, то есть не может функционировать. Его строительство должно было финансироваться из прибыли предприятия, но финансировалось из других источников. Не уверен, что за это накажут в уголовном порядке. У нас все решит следствие и суд", - отметил В.Двуреченских.

Он привел и другой пример, когда при ремонте путей в московском метро выявлено завышение по зарплате в два раза - на 25 млн рублей. Глава КСП Москвы отметил, что если деньги пошли реально на зарплату сотрудников, "это одна ситуация, которая может завершиться административным наказанием".

"А если одна часть денег шла на зарплаты, а вторая - на какие-то счета, безусловно, будет уголовное разбирательство", - отметил В.Двуреченских.

Ранее С.Рябухин отмечал, что проверки такого уровня в Москве не проводились. "В таком глобальном варианте проверка беспрецедентная", - отметил он, пояснив, что такие проверки не распространялись на Москву, так как она является донором и не получает значительных средств по федерально-целевым программам.

Итоги проверки могут привести к определенным изменениям системы управления транспортным комплексом. Счетная палата рекомендует новому руководству Москвы сделать транспортный комплекс столицы самостоятельным управленческим комплексом. "В структуре управления города Москвы транспортный комплекс как самостоятельная единица управления выделена не была, и средства на транспортный комплекс шли по семи главным бюджетным распорядителям, и это доказывает поговорку "у семи нянек дитя без глазу", - сказал он.

Проверка также показала ненадлежащий внутренний контроль бюджетных распорядителей. "Если бы была элементарная финансовая дисциплина, то наверняка не заключались бы контракты, допустим, с "Москапстроем", на 88 млрд рублей без указания цены, сроков исполнения по 562 объектам", - отметил С.Рябухин.

Для того чтобы в дальнейшем избежать подобных нарушений, СП РФ предлагает правительству Москвы рассмотреть возможность осуществления всех платежей через управление Федерального казначейства по Москве.

С.Рябухин также отметил, что главным с точки зрения эффективности расходования средств является наличие стратегии развития города. Когда такая стратегия будет сформирована, по его мнению, "будет понятно, по каким индикаторам, критериям, показателям оценивать эффективность развития".

С ним согласился глава экспертной группы, привлеченной Счетной палатой для анализа итогов проверки, Алексей Акулов. "Для нас очевидно, что город развивался без стратегического видения начиная с бума инвестиций, когда он развивался как социально-экономический субъект, затем это была торговая площадка, затем он развивался как бизнес- и деловой центр, а нам бы всем хотелось, чтобы это была еще и комфортная среда обитания. Никогда не было четкого видения, куда столица движется", - сказал он.

Без понимания стратегического развития города, отметил А.Акулов, трудно вести речь о транспортной стратегии. "Вновь прибывшей команде на этом нужно сконцентрироваться и взять для себя как некий приоритет", - считает эксперт.

Новости по теме

Банк Москвы проверят

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });