Российский ритейл - чемпион по M&A
Группа "Дикси" подхватила эстафету консолидации российского ритейла: из разряда потенциальных активов на продажу она превратилась в покупателя. Компания объявила о достижении принципиальных договоренностей о покупке торговой сети "Виктория"
Москва. 4 февраля. FINMARKET.RU - Сектор российской розничной торговли в очередной раз подтвердил, что он по праву может претендовать на титул чемпиона по M&A: в последнее время ритейлеры заключают по громкой сделке в месяц. В декабре прошлого года X5 купила "Копейку", затем в январе стало известно, что владелец сети "Седьмой континент" Александр Занадворов покупает "Мосмарт" и может объединить его со своим активом. Список громких M&A сделок в секторе российской розничной торговли стал еще длиннее: на этот раз, вслед за X5 Retail, роль консолидатора отрасли примерила на себя "Дикси".
В четверг компания объявила о достижении принципиальных договоренностей о покупке 100% торговой сети "Виктория". Эта новость не стала откровением, говорят аналитики: "Дикси" хотела кого-нибудь купить, а "Виктория" - кому-нибудь продаться. Однако с учетом того, что "Дикси" понесла серьезные потери в кризис и восстанавливалась медленнее, чем конкуренты - Х5 и "Магнит", сделку можно считать серьезной победой компании. Тем более что еще некоторое время назад саму "Дикси" участники рынка рассматривали в качестве потенциального актива на продажу.
Цена победы
Общая стоимость сделки составит около 20 млрд рублей без учета существующей долговой нагрузки "Виктории". Для финансирования сделки "Дикси" привлечет кредит в размере 4,5 млрд рублей, а также проведет допэмиссию акций с преимущественным правом выкупа для существующих акционеров.
Как сообщили "Интерфаксу" участники встречи с аналитиками, которую руководство "Дикси" организовало в четверг, в рамках сделки компания выпустит 35-40 млн новых акций, которые будут проданы существующим акционерам "Дикси" по цене, близкой к биржевой стоимости акций на момент выкупа, но с небольшим дисконтом, чтобы заинтересовать акционеров принимать участие в этой сделке.
Основной акционер ОАО "Дикси Групп" - группа компаний "Меркурий" Игоря Кесаева (ей, по имеющимся данным, принадлежит 63,4% акций) - получит 50% плюс 1 акция в объединенной компании. Существующим акционерам ГК "Виктория" будут переданы 15% акций (с обязательством не продавать их в течение года), 4,5 млрд рублей привлеченного долгового финансирования, а также оставшиеся денежные поступления от допэмиссии.
Цену выкупа акций допэмиссии совет директоров "Дикси" определит в мае (в конце мая стороны предполагают завершить сделку). От цены будет зависеть объем размещения: если котировки к тому моменту вырастут, компания выпустит меньше акций, если снизятся - больше.
По итогам торгов на ММВБ в четверг одна акция "Дикси" стоила 428,9 рубля. Таким образом, пакет из 35-40 млн акций по текущим котировкам стоит 15-17,2 млрд рублей. Уставный капитал компании разделен на 86 млн акций.
В тройке лидеров
Благодаря покупке "Виктории" торговая площадь "Дикси" вырастет с 227,9 тыс. до 348,9 тыс. кв.м, число магазинов в сети - с 646 до 903, товарооборот - более чем на 50%. Кроме того, "Дикси" благодаря сделке выйдет на новые рынки - в Калининград и Тулу.
Помимо этого, реализация сделки позволит компании значительно укрепить позиции на двух ключевых региональных рынках России - в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, а также создать предпосылки для дальнейшего роста и улучшения операционных и финансовых показателей, в том числе за счет синергетического эффекта от объединения закупок, логистики и маркетинговых усилий, отмечается в пресс-релизе "Дикси
Объединенная компания станет третьим по размеру выручки, торговых площадей и количеству магазинов национальным розничным продовольственным оператором, составив компанию лидерам рынка "Магниту" (4,002 тыс. магазинов и 231,6 млрд рублей выручки за 2010 год) и Х5 (2,469 тыс. магазинов и 341,6 млрд рублей).
Выручка "Дикси" за прошлый год составила 64,7 млрд рублей, "Виктории" - 33 млрд рублей. Финансовый отчет объединенной компании за 2010 год планируется опубликовать в мае.
Для завершения сделки "Дикси" необходимо получить разрешение Федеральной антимонопольной службы, согласие кредиторов и одобрение собрания акционеров. Ходатайство в ФАС на покупку "Виктории" "Дикси" уже подала, сообщается в аналитическом обзоре "ВТБ Капитала". Однако, по оценке аналитиков, рыночная доля объединенной компании будет далека от установленного законом о торговле порога доминирования в 25%. Так, в Москве на долю компании придется 1,83%, в Московской области - 4,97%, в Санкт-Петербурге - 4,58%, в Ленинградской области - 6,57%. Так что формально преград для сделки вроде бы нет.
Не без трудностей
"Кроме позитива, есть очень много моментов, которые выглядят достаточно рискованно", - отмечает аналитик Банка Москвы Виталий Купеев. "Показатели "Дикси" далеки от идеала - у компании были большие проблемы в течение 2009 года и частично в 2010 году. У нее были проблемы, связанные с открытием и функционированием магазинов, с логистикой, с собственным складом, в результате чего сильно пострадали продажи", - сказал он.
Кроме того, "Дикси" может столкнуться с трудностями в управлении мультиформатной сетью, добавил аналитик. Компания всегда специализировалась на дискаунтерах, а теперь ее предстоит управлять супермаркетами "Виктория", которые несколько отличаются от привычных для компании форматов - и размером торговых площадей, и ассортиментом, и ценовой политикой.
Между тем руководство "Дикси" весьма довольно показателями супермаркетов "Виктория" и пока не планируют их переформатировать, сообщили собеседники агентства. Дискаунтеры ГК "Виктория" - "Дешево" и "Квартал" - могут быть унифицированы в единый формат с дискаунтерами самой "Дикси", сказал один из источников агентства.
Помимо дискаунтеров, "Дикси" управляет супермаркетами "Минимарт" (8 магазинов работают в Екатеринбурге) и гипермаркетами "Мегамарт". Однако, как ранее говорила "Интерфаксу" представитель "Дикси" Ольга Попова, основным форматом компании остаются дискаунтеры, и делать акцент на развитии супермаркетов она не планирует.
Консолидация продолжается
Консолидация в отрасли продолжится, в один голос говорят аналитики и участники рынка. На рынке остается еще много привлекательных активов для M&A сделок - это и региональные компании, и крупные игроки вроде "Ленты".
"Я уверен, что это не только наша монополия - сделки M&A, я уверен, что таких сделок будет много в российском ритейле", - сказал главный исполнительный директор Х5 Лев Хасис. "Уверен, что такие сделки в ближайшее время будут и дальше происходить, потому что рынок крайне раздроблен, и консолидация будет, будет нарастать конкуренция - от этого, конечно же, потребитель будет выигрывать", - отметил он.
"Я думаю, что главный итог прошлого года - это сегодняшнее объявление группы компаний "Дикси" о вхождении в сделку по покупке ГК "Виктория", потому что это не просто сделка по увеличению размера бизнеса, по повышению эффективности бизнеса. Это еще некий знак рынку, что компания готова к бурному росту, что компания готова к новым вершинам, и лучшее для нее еще впереди", - сказал глава ГК "Дикси" Илья Якубсон.
/Финмаркет/