Ощутили себя беднее
В конце прошлого года Россия вошла в десятку европейских стран с самым высоким уровнем потребительского доверия. Однако в четвертом квартале оптимизма у россиян поубавилось и они ощутили себя беднее, свидетельствуют данные Nielsen
Москва/Нью-Йорк. 25 января. Росинвестпроект - В конце 2010 года глобальный индекс потребительского доверия, рассчитанный компаний Nielsen, остался неизменным по сравнению с третьим кварталом, составив 90 пунктов. Между тем, под занавес года уверенность потребителей в 24 из 52 стран в завтрашнем дне снизилась. Россияне в Новый год вошли, ощутив себя беднее, констатируют эксперты. Тем не менее, РФ оказалась в десятке самых оптимистичных государств в Европе.
Рецессия стала новой нормой
Результаты глобального онлайн исследования Nielsen показали: безработица, неясные перспективы на рынке труда, растущие цены на продукты питания и коммунальные расходы не дают потребителям расслабиться.
"Настроения глобальных потребителей в конце 2010 года были более пессимистичными, чем в начале года. Темпы восстановления экономик и финансовая стабильность вызывают опасения, и текущие показатели в целом ряде стран далеки от позитива. И, похоже, что затяжная рецессия становится новой нормой", - говорит главный экономист The Cambridge Group (подразделения Nielsen) Венкатеш Бала.
Пик роста глобального индекса потребительского доверия пришелся на 2-й квартал, когда он достиг 93 пунктов. По сравнению с началом года 2010 года в четвертом квартале показатель опустился на два пункта.
Самым оптимистичным регионом мира с показателем индекса в 100 пунктов (рост на 6 пунктов за год) стала Латинская Америка, на втором месте - Азиатско-Тихоокеанский регион (97 пунктов и также плюс 6 пунктов в годовом выражении), Северная Америка закончила год с индексом на уровне 83 пункта (-2 пункта за год).
"Глобальные потребители - особенно на Западе - приготовились к еще одному году медленного восстановления экономики в 2011, - говорит В.Бала. - Темпы создания новых рабочих мест и уровень занятости оказались ниже ожиданий. И хотя многие страны официально вышли из рецессии, потребители намерены вести умеренный стиль жизни и сохранять уровень трат, которые они выработали в период рецессии. Это означает невысокий уровень частного потребления в ближайшей перспективе".
Почти половина (45%) респондентов в Северной Америке считают, что рецессия продлится еще год. Аналогичного мнения придерживаются также 38% европейцев и 19% участников опроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Индекс потребительского доверия в США в четвертом квартале был зафиксирован на уровне 81 пункта (всего на один пункт выше самых низких показателей индекса в США в первой половине 2009 года).
"Уровень безработицы остается главным источником беспокойства жителей США, - говорит вице-президент подразделения Global Consumer Insights компании Nielsen Джеймс Руссо. - Хотя он снизился на мизерные 0,3 пункта в декабре 2010 года до 9,4%, это - самый низкий показатель за 19 месяцев. Он продолжает удерживаться на отметке выше 9% вот уже 20 месяцев - самый долгий период в истории".
Во втором полугодии 2010 года количество потребителей, у которых не остается свободных средств после уплаты основных расходов на проживание, выросло в Северной Америке с 22% до 31%, в Европе - с 16% до 20%, в Латинской Америке - с 10% до 15%.
"Потребители в большинстве регионах мира говорят о нехватке располагаемых свободных средств, и в конце 2010 года чаще, чем за весь период рецессии. В 4-м кв. 2010 года потребители почувствовали, что их располагаемый доход стал меньше , чем когда либо, а процент тех из них, кто испытывает нехватку средств, вот уже два квартала составляет самую высокую долю за всю историю проведения подобного исследования Nielsen", - говорит Дж. Руссо.
Респонденты в 14 из 52 стран закончили год на позитивной ноте, с показателями индекса свыше 100 пунктов, и девять из них - из Азиатско-Тихоокеанского региона. Самыми оптимистичными оказались индийцы (131 пункт). Кроме того, в списке стран с высоким уровнем потребительского доверия - Филиппины (120 пунктов), Норвегия (119), Индонезия (116), Австралия (112), Швейцария (110), Сингапур (109), Бразилия (108), Малайзия (107), Саудовская Аравия (107), Вьетнам (103), Швеция (103), Таиланд (102) и Китай (100)).
В 16 из 52 стран в конце года потребительское доверие было выше, чем в его начале - в их числе Аргентина, Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Индия, Литва, Малайзия, Норвегия, Филиппины, Южная Корея, Швеция, Швейцария, Таиланд и Турция.
Самый значительный прирост индекса потребительского доверия в 4-м квартале выявлен в Швейцарии и Турции - на 10 и 6 пунктов соответственно по сравнению с предыдущим кварталом. В Турции потребители с надеждой отреагировали на новости о самых высоких в Европе темпах роста национальной экономики.
Россия в десятке европейских оптимистичных пессимистов
В России в конце года индекс потребительского доверия откатился на уровень 2-го квартала, до 88 пунктов. С начала рецессии этот показатель не поднимался выше 90 пунктов, а на протяжении последнего года колебался в пределах отметок 86-90 пунктов.
"Несмотря на сохранение уверенности в источнике своих доходов, конец 2010 года россияне встретили, ощутив себя беднее. Растущая стоимость жизни - цен на продукты питания и расходов на коммунальные платежи - основная причина остающегося невысоким уровня потребительского доверия в России", - комментирует результаты исследования генеральный директор "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон.
Исследование Nielsen показало, что готовность российских потребителей тратить заметно снизилась, а стремление откладывать все более укрепляется.
Лишь 31% опрошенных считают, что сейчас удачное время расходовать свободные средства на приобретение товаров и услуг, по сравнению с 41% в 3-м квартале. Наблюдается также снижение количества потребителей, готовых покупать товары не первой необходимости. При этом 42% респондентов говорят, что планируют делать сбережения. На сегодня это второй по популярности способ применения свободных средств.
"Судя по реакции российских потребителей, для них штормовая фаза кризиса уже позади, но прагматичное и умеренное покупательское поведение, которое они демонстрировали в 2010 году, окажет свое влияние и на 2011 год, что может препятствовать быстрому восстановлению, - считает Дуайт Уотсон. - Можно ожидать, что основные стратегии экономии останутся в силе - фокус на базовые товары по справедливым ценам, товары длительного спроса - по необходимости, и сокращение расходов на ЖКХ".
Примечательно, что при всех колебаниях настроений российских потребителей, РФ входит в десятку самых оптимистичных рынков в Европе (9-е место). Однако Старый свет остается самым пессимистичным регионом с показателем индекса 79 пунктов и самые мрачные страны мира - Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания - также расположены именно здесь. Растущий внешний долг в Греции и экономические проблемы в Ирландии потянули вниз уровень потребительского доверия, также как и в Хорватии, Польше и Румынии.
На фоне развивающихся государств, впрочем, россияне вовсе не кажутся излишне оптимистичными. Проведенное ранее банком Credit Suisse исследование показало, что жители РФ демонстрируют самый низкий уровень потребительской уверенности среди жителей стран БРИК, Индонезии и Саудовской Аравии. По уровню потребительского пессимизма наших соотечественников переплюнули лишь египтяне.