Итоги года: Экстремальный туризм для иностранца-нефтяника

Иностранные нефтегазовые компании не искали легких путей, решаясь на разработку в РФ небольших и высокорискованных месторождений. При этом пришло осознание, что для вхождения в крупные проекты нужно делиться с российскими партнерами активами. Россия в ответ готова предоставить призовой бонус

Итоги года: Экстремальный туризм для иностранца-нефтяника
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 30 декабря. FINMARKET.RU - Последствия экономического кризиса и большое желание выйти на мировой энергетический рынок подтолкнули российское правительство к переговорам с иностранными нефтегазовыми компаниями о совместной работе в России и за ее пределами. В течение всего уходящего года было заметно, что российские чиновники и компании все более обращаются к опыту, технологиям и финансовым возможностям мировых концернов. Да и иностранные компании, похоже, смирились с тем, что самостоятельно они смогут разрабатывать в РФ лишь небольшие высокорискованные месторождения, а для вхождения в крупные проекты нужно делиться с российскими партнерами своими активами.

Shell заблудилась в калмыцких степях

Англо-голландская Shell в апреле этого года удивила всех участников рынка неожиданной покупкой Барун-Юстинского участка в Калмыкии с ресурсами газа в 18 млрд кубометров. Ранее на этом участке в течение нескольких лет упорно работала российская "Итера", однако, пробурив скважину на глубину почти пяти километров, она так ничего и не нашла. Shell это не остановило. Она так хотела приобрести этот участок, что превысила стартовый платеж на конкурсе в два раза с 6 до 12 млн рублей, хотя других претендентов на Барун-Юстинский участок не было. Купив лицензию, Shell сразу заявила, что обладает технологиями, позволяющими осуществлять эффективное сверхглубокое бурение, необходимое для освоения калмыцких залежей. Покупка участка в Калмыкии так вдохновила Shell, что в сентябре она заявила о готовности изучить потенциал добычи угольного метана в Кемеровской области.

А в самом конце ноября Shell подписала с "Газпромом" протокол о глобальном сотрудничестве, которое предусматривает возможность дальнейшего расширения совместной деятельности и, в частности, участие российской монополии в добывающих проектах Shell.

Американцы выбрали курорты Краснодарского края

Этот год ознаменовался и выходом на российские шельфовые просторы американской Chevron. Летом компания подписала свое первое в России геологоразведочное соглашение с "Роснефтью" о совместной разработке Вала Шатского на шельфе Черного моря. Несмотря на то, что шельф Черного моря является крайне сложным для разработки из-за большого содержания сероводорода, сложного рельефа и более чем двухкилометровых глубин, а доля американской компании в проекте всего 33%, Chevron взялась финансировать начальный этап геологоразведки этого проекта. По предварительным оценкам, этот этап может обойтись в $1 млрд.

Впрочем, Черное море привлекает не только Chevron, но и другую американскую компанию - ExxonMobil. В сентябре "Роснефть" подтвердила, что обсуждает с ней возможность совместного освоения другого участка на Черном море - Туапсинского прогиба. О готовности России привлечь ExxonMobil в качестве партнера на шельфовые проекты говорил вице-премьер РФ Игорь Сечин.

А китайцы - Магадан…

Договорилась расширить свое присутствие в нефтегазовом секторе РФ и китайская CNPC. В конце ноября она подписала меморандум с "Роснефтью" о покупке добывающих активов в России. Позже И.Сечин сообщал АНИ, что российская компания может предложить китайским партнерам проект освоения участков на Магаданском шельфе Охотского моря. Участки относятся к высокорискованным, поскольку за годы изучения в советское время, на них не было выявлено углеводородных коллекторов. Впрочем, финансирование геологоразведки, скорее всего, также, как в случае с Chevron, будет предложено китайским партнерам.

Сахалинский гранд-тур

ExxonMobil в этом году также удалось одержать пусть трудную, но ощутимую победу в рамках реализации проекта "Сахалин-1", разрабатываемого на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). В течение года компания билась с Минэнерго по вопросу утверждения сметы проекта на 2010 год. Ведомство предлагало утвердить ее в размере $1 млрд, Exxon - в размере $3,5 млрд. Противостояние стало даже поводом к увольнению одного из заместителей министра энергетики Станислава Светлицкого. Но в итоге, стороны договорились на компромиссном варианте сметы в $2,7 млрд. Кроме того, несмотря на противодействие Счетной палаты, Exxon удалось добиться одобрения чиновников повышения общей сметы проекта на все время его реализации до $60 млрд.

В этом же году Exxon запустила в рамках "Сахалин-1" второе нефтяное месторождение проекта - Одопту. На запуске месторождения собирался даже присутствовать президент РФ Дмитрий Медведев, но нелетная погода на Сахалине помешала.

Порадовал российских чиновников и второй российский СРП проект - "Сахалин-2", реализуемый "Газпромом" совместно с Shell. В текущем году компаниям удалось вывести на проектную мощность в 9,6 млн тонн первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Так что теперь, Россия может с полным правом говорить о завоевании 5% мирового рынка СПГ.

Удачи "Сахалина-1" и "Сахалин-2" заставили пересмотреть отношения российских властей к СРП. Если раньше чиновники в один голос утверждали, что соглашения о разделе продукции для России неприемлемы, то в конце этого года, министр энергетики Сергей Шматко предложил в Государственной Думе "реинкарнировать режим СРП" и использовать его для разработки сложных, труднодоступных месторождений.

Призовой бонус

Государство также показало, что готово сделать шаг в сторону сближения позиций с иностранными компаниями. По закону "О недрах", иностранные компании, открывшие месторождение федерального значения, могут рассчитывать лишь на компенсацию затрат и премию от государства. В этом году Минприроды заявило, что будет готовить поправки, дающие иностранцам гарантии на участие в разработке таких месторождений.

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой увеличить право иностранцев на участие в компаниях, владеющих месторождениями федерального значения. Сейчас иностранные концерны могут приобрести без особого разрешения правительства лишь 10% участия в таких компаниях, ФАС предлагает увеличить этот лимит до 25%.

Такие обещания, безусловно, окрыляют иностранные концерны на поиск работы в России. Тем более, что в следующем году в РФ могут появиться новые проекты с участием мировых холдингов. Так, возможность работать над новыми добывающими проектами в России появилась у индийской ONGC, которая в декабре договорилась о сотрудничестве с "Башнефтью" и "Русснефтью". Кроме того, британская ВР ведет переговоры с "Роснефтью" о разработке Восточно-Приновоземельских участков.

Новости по теме

СПГ атакует рынок

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });