"Малышам" дадут большую льготу
Малый бизнес, работающий в производственной и социальной сфере, волевым решением Дмитрия Медведева получит льготный период по ставке страхового взноса. На два года "малышам" установят ставку на уровне 26% против планируемых 34%
Москва. 30 ноября. FINMARKET.RU - Российский малый бизнес получил мощную поддержку от президента Дмитрия Медведева в виде 2-летнего льготного период по ставке страхового взноса.
"Я принял решение: для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусмотреть 2-летний переходный период с установлением более низкой ставки взноса на уровне 26%", - сообщил глава государства.
Д.Медведев напомнил, что для того, "чтобы поднять пенсии и провести модернизацию здравоохранения мы пошли на целый ряд непростых решений, включая увеличение обязательных страховых взносов". "Об этом сейчас довольно много говорят, но нам надо найти возможность смягчить отрицательные последствия этой меры для предпринимательской деятельности", - сказал он. Для этого и предлагается ввести льготный период для малого бизнеса.
Двухлетний переходный период для малого бизнеса со ставкой налога в 26% позволить ему сэкономить около 100 млрд рублей, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
Законопроект о двухлетнем переходном периоде по ставке страхового взноса для предприятий малого бизнеса, занимающихся социальной и производственной деятельностью, может быть внесен в Госдуму уже на этой неделе. В течение двух недель он может быть рассмотрен и направлен на подпись президенту, сообщил А.Дворкович журналистам. Закон должен быть подготовлен очень быстро, поскольку должен вступить в силу уже с 1 января будущего года, подчеркнул он.
Пока законодательством предусмотрено повышение страховых взносов с 1 января 2011 года в Пенсионный фонд РФ до 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - до 5,1%. Взнос в Фонд социального страхования останется в размере 2,9%. Таким образом, общая ставка повысится с нынешних 26% до 34%.
На просьбу оценить возможную стоимость этой инициативы А.Дворкович сказал: "За два года это порядка 100 млрд рублей. Но не думаю, что мы должны рассматривать эти деньги как бюджетные потери. Сомневаюсь, что большая часть малого бизнеса смогла бы заплатить деньги (налоги), если бы ставка была 34%. Мне кажется, эти деньги просто не получили бы и так, и так. Поэтому установление более низкой ставки - 26% - это скорее признание реальности".
По мнению помощника президента, при ставке 34% большая часть малого бизнеса уйдет в тень.
Поскольку эта мера предложена президентом только для предприятий малого бизнеса, которые работают в социальной и производственной сферах, то, по словам А.Дворковича, предстоит выработать критерии, чтобы отделить эти сферы деятельности от финансовой, торговой и др.
Ранее Минфин предлагал перенести повышение страховых взносов в фонд ОМС на 1-2 года, что позволило бы увеличить страховые взносы в 2011 году до 32%, а не до 34%. Однако это предложение не было принято.
Впоследствии вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявлял, что РФ, повышая ставку с 2011 года до 34%, поступает как слабое государство. Министр подчеркнул, что для сокращения дефицита ПФР есть два пути - проведение структурных мер, оптимизация расходов и обязательств и повышение налогов. "Мы выбрали повышение налогов", - констатировал министр. "Если государство слабое, то оно пойдет по пути повышения страховых платежей или налогов. Первый шаг сделан", - отметил он.
При этом эксперты предупреждали, что более всего от повышения пострадает малый бизнес и предлагали изыскать иные источники пополнения бюджета, оставив ставку страховых взносов на уровне 26%. В частности, в общественной организации "Деловая Россия" считали необходимым сохранить в следующем году ставку страховых взносов на уровне 26%. Из представленного доклада "Деловой России" следовало, что при повышении других налогов казна могла бы заработать 3,5 трлн руб., тогда как рост нагрузки на зарплаты принесет ей только 750-800 млрд руб. в 2011 году.
Глава Сбербанка Герман Греф, в свою очередь, отмечал, что в наибольшей степени повышение ставок страховых взносов ударяет по малому бизнесу. Если государство не прислушается к недовольству в секторе малого бизнеса, то произойдет переход предприятий этой сферы из открытого сектора в теневой, уверен он. "Нельзя раздеть голого и обирать сейчас малый бизнес, который является источником роста", - указывал Г.Греф.
Госдума в ноябре 2010 года уже приняла закон о льготном периоде для СМИ по уплате страховых взносов. Так, предусматривается уплата страховых взносов по пониженным тарифам на период 2011-2014 годов с переходом на общую шкалу в 2015 году. Для этих плательщиков в 2011 году сохраняется совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка с последующим постепенным повышением до 27% в 2012 году, 28% - в 2013 году, 30% - в 2014 году и переходом к общеустановленному тарифу 34% с 2015 года.
Кроме того, льготный период на 2011-2019 годы предусмотрен для IT-компаний и малых предприятий при вузах и для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентов особых экономических зон (ОЭЗ). Так, в 2011-2017 годах ставка составит 14%, в 2018 году - 21%, в 2019 году - 28%. IT-компании имеют льготу и в 2010 году - уплата только взноса в ПФР по ставке 14%.
Президент еще в своем Бюджетном послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах говорил, что налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них. В связи с этим необходимы действия по ряду ключевых направлений. В частности, как отмечал Д.Медведев, следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным. Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций - до 2020 года - совокупную ставку страховых взносов до 14% в пределах страхуемого годового заработка.
/Финмаркет/