"Трансконтейнер" и FESCO - встреча на рынке
"Дочка" РЖД - "Трансконтейнер" - разместила в Москве и Лондоне до 35% акций. При этом у компании появился новый крупный акционер - группа FESCO Сергея Генералова
Москва. 10 ноября. FINMARKET.RU - Дочернее предприятие ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и крупнейший игрок рынка контейнерных перевозок РФ и СНГ - ОАО "Трансконтейнер" - во вторник разместило 36% акций на российских и лондонской биржах. Спустя несколько часов стало известно, что главный конкурент компании - группа FESCO - стал ее крупным акционером.
Долго запрягали
Впервые тема приватизации "Трансконтейнера" возникла три года назад, в 2007 году, когда совет директоров РЖД принял решение продавать акций "дочки" в 3 этапа: в 2007 г. - провести частное размещение 10-15% ее акций, в 2008 г. - IPO 25-30% акций в РФ и в 2009 г. - разместить допэмиссию и часть пакета РЖД на ММВБ. При этом предполагалось, что РЖД сохранят контрольный пакет акций оператора за собой, чтобы участвовать в развитии компании.
Private placement 15% акций "Трансконтейнера" РЖД провели в конце 2007 г., выручив почти $320 млн. До IPO состав акционеров был следующим: Европейскому банку реконструкции и развития принадлежали 9,25% акций оператора, инвестфондам Moore Capital Management и GLG Emerging Markets Fund - по 2,5%, Troika Dialog Investment (в 2010 г. продала свою долю Транскредитбанку) - 0,75%. Оставшиеся 85% были у РЖД.
Такое соотношение сохранялось долго - сроки IPO "Трансконтейнера" постоянно переносились. При этом назывались разные пакеты, планируемые к размещению - от 20% до 35%.
В конце декабря 2009 года президент РЖД Владимир Якунин сообщил журналистам, что РЖД могут разместить в ходе IPO блокпакет акций "Трансконтейнера". Публичное размещение будет проводиться "в тот момент, когда менеджмент сочтет, что для этого наиболее выгодный период времени". С тех пор прошел почти год.
Быстро поехали
В 2010 году события развивались стремительно. В апреле совет директоров РЖД одобрил публичное размещение до 35% акций "Трансконтейнера" среди российских и иностранных инвесторов, в мае гендиректор оператора Петр Баскаков уже заявлял, что road show планируется провести в октябре, закрыть сделку в ноябре. Так и случилось: в октябре правительство и совет директоров РЖД одобрили продажу 35% минус 2 акции "Трансконтейнера", компания провела необходимые процедуры. Книга заявок, по словам источника в финансовых кругах, была подписана 1,5 раза, цена размещения составила $80 за акцию, или $8 за GDR (что практически соответствовало нижней границе предварительного ценового диапазона - $79-99 за акцию и $7,9-9,9 за GDR).
Компания разместила 5 млн 2 тыс.118 акций, в том числе 17,88%-ный пакет - на LSE. Состав акционеров изменился: пакет РЖД сократился до 51,5%, фонд Moore Transcontainer вовсе вышел из акционерного капитала, остальные владельцы остались при своих. Еще 1,5% акций (из пакета РЖД) предназначены для менеджмента компании, которые смогут выкупить их с 7,5%-ным дисконтом к цене IPO, однако пока не известно, воспользовались ли они опционом. "Уверенно о составе акционеров можно будет говорить после окончания технического размещения - 12 ноября, когда акции начнут торговаться на РТС и ММВБ", - заявил "Интерфаксу" представитель "Трансконтейнера".
Неожиданный поворот
Спустя всего несколько часов после начала торгов GDR "Трансконтейнера" на LSE источники в финансовых кругах сообщили "Интерфаксу" о появлении у компании нового крупного акционера - группы FESCO Сергея Генералова. Чуть позже FESCO подтвердила эту информацию, объявив о покупке 12,5% акций оператора за $138 млн, что для многих экспертов рынка оказалось неожиданным.
"Мы ожидали от FESCO большего - что она станет не портфельным инвестором, а купит железнодорожного оператора поменьше (чем "Трансконтейнер"), но зато будет иметь в нем контроль. Пакет "Трансконтейнера" не сильно поможет группе в стратегическом развитии", - считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
Эксперты Rye, Man & Gor Securities тоже восприняли новость осторожно. "Компания владеет "Трансгарантом" (контейнерный железнодорожный перевозчик, вагонный парк примерно вдвое меньше, чем у "Трансконтейнера") и имеет совместное предприятие с РЖД (ЗАО "Русская Тройка"). Кроме того, продажа 50% долей в активах "Национальной контейнерной компании", за которые FESCO получила $900 млн, и переговоры о консолидации ОАО "Владивостокский морской торговый порт" позволяли предположить, что группа намерена иметь контрольные пакеты в своих бизнесах. Мы оцениваем новость как негативную для компании", - говорится в аналитической записке RMG.
Однако эксперты транспортной отрасли полагают, что акции "Трансконтейнера" помогут дальнейшему развитию отношений с РЖД, которые контролируют всю локомотивную тягу, железнодорожную инфраструктуру и составляют расписание грузовых поездов.
"С "Трансконтейнером" такая ситуация: РЖД создали контейнерную "дочку", передав ей контейнерные терминалы и платформы. Фактически "Трансконтейнер" стал монополистом на некоторых направлениях. Даже если ты конкурент "Трансконтейнера", на некоторых маршрутах приходится с ним договариваться - либо его терминалом пользоваться, либо его контейнерами, либо вагонами", - пояснил собеседник "Интерфакса" в операторском бизнесе.
Конец и новое начало
"Листинг в Москве и Лондоне является важным стратегическим шагом для "Трансконтейнера", а сделка станет вехой в продолжающейся реформе железнодорожной отрасли в России", - приводятся слова гендиректора компании П.Баскакова в пресс-релизе.
Одним из заключительных этапов этой реформы является как раз снижение участия РЖД в "дочках", что должно способствовать развитию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок в РФ. Впрочем, сокращение пакета национального перевозчика в "Трансконтейнере", по мнению представителя крупной транспортной компании, кардинально ситуацию не меняет: оператор сильно опережает своих конкурентов по количеству подвижного состава и обладанию инфраструктурными активами и занимает столь существенную долю рынка, что уже не так важно, кто именно входит в состав его акционеров.
Более того, инвестиционная программа "Трансконтейнера" на 2010-2012 годы составляет 15,7 млрд рублей, 11 млрд рублей из которых планируется направить на покупку вагонов (включая приобретение платформ в лизинг) и примерно 1 млрд рублей - на покупку контейнеров (по состоянию на 30 июня компания оперировала около 25,5 тыс. вагонов, в 2010 году планирует закупить в общей сложности 1,3 тыс.).
При этом "Трансконтейнер" продолжает экспансию на международном рынке. Так, компания намерена приобрести 50% акций казахстанского терминального оператора "Кедентранссервис" (КТС, оставшиеся 50% будут сосредоточены в руках национального перевозчика "Казахстан темир жолы").
Кроме того, в августе "Трансконтейнер" открыл представительство в Австрии для развития перевозок по транспортному коридору Китай-Европа и в Южной Корее, чтобы увеличить контейнеропоток между Кореей, Россией и Восточной Европой.
Организацией международных контейнерных перевозок по железной дороге сейчас также занимаются ряд совместных предприятий РЖД - Trans Eurasia Logistics (с "Трансконтейнером", немецкими Deutsche Bahn Mobility Logistics и Kombiverkehr, а также польско-германским Polzug). Среди новых проектов - перевозки "Трансконтейнером" автокомпонентов Fiat из Италии в РФ по новой логистической схеме, позволившей сократить срок доставки грузов до 9 дней. Теперь они осуществляются от складов Fiat в Италии через терминал Добра до станции Тихоново Куйбышевской железной дороги на автосборочный комплекс "Соллерс Елабуга".
Даже в период кризиса финансовые показатели "Трансконтейнера" пострадали незначительно по сравнению с другими игроками контейнерного рынка, который просел сильнее остальных. По итогам 2009 года оператор получил 589,6 млн рублей чистой прибыли по МСФО, и уже в I полугодии 2010 года она выросла в 2,2 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года - до 197 млн рублей. Выручка компании за полугодие увеличилась на 28,8%, до 9,942 млрд рублей, этот же показатель за весь 2009 год достигал 16,4 млрд рублей.
/Финмаркет/