Исключить "существенного оператора"

ФАС предлагает исключить из нормативной базы понятие "существенного оператора" связи. Тогда вопрос о том, нужно ли вводить госрегулирование межоператорских тарифов компаний мобильной связи, отпадет

Исключить "существенного оператора"
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 13 сентября. FINMARKET.RU - В правительстве нет единого мнения относительно того, необходимо ли вводить государственное регулирование межоператорских тарифов компаний "большой сотовой тройки", подпадающих под понятие "существенных операторов". Чтобы избавиться от возникших вопросов, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает исключить из нормативной базы понятие "оператор, занимающий существенное положение на сети связи общего пользования".

Отделить мух от котлет

"В настоящее время сложилась ситуация, когда на крупнейших операторов связи распространяется регулирование, предусмотренное законодательством о естественных монополиях, законодательством о конкуренции, и законодательством о связи. При этом критерии отнесения оператора связи к "существенным" не соответствуют применяемым в мировой практике", - отмечает ФАС.

В ближайшее время ФАС направит в правительство РФ и профильные ведомства свои предложения по изменению подходов к госрегулированию в области связи. "Регулирование тарифов в соответствии с законодательством о естественных монополиях должно применяться в отношении субъектов естественных монополий", - отмечает служба. При этом компании, занимающие доминирующие положение, должны контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством, полагает ФАС.

ФАС еще в 2001 году при обсуждении новой редакции ФЗ "О связи" предлагала в целях определения операторов, подлежащих госрегулированию, исходить не из чисто технических критериев, а из критериев доминирующего положения, "что в гораздо большей степени соответствует мировому опыту", напоминает ведомство.

Регулировать или не регулировать

Напомним, в этом году российские власти вернулись к обсуждению поправок в закон "О связи", предложенных депутатом Госдумы Максимом Коробовым.

Законопроект предлагает распространить на сотовых операторов статус существенных, который предполагает обязанность предоставлять свои сети для присоединения других операторов по регулируемым государством тарифам. В настоящее время существенными признаются только операторы фиксированной связи, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географически определенной зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости либо имеют возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика.

ФАС не согласовала этот законопроект, а также проект официального отзыва правительства РФ на законопроект, подготовленный Минкомсвязи. Против также выступило Минэкономразвития, а Федеральная служба по тарифам (ФСТ) поддержала предлагаемые изменения.

В настоящее время государство регулирует тарифы фиксированных операторов, к которым относятся компании "Связьинвеста", МГТС и ряд других. Регулированием конечных тарифов этих компаний, как субъектов естественным монополий, занимается ФСТ. Межоператорские тарифы для них, как для существенных операторов, устанавливает Россвязь. Мобильные операторы определяют свою тарифную политику самостоятельно.

На прошлом неделе в правительстве под руководством вице-премьера Сергея Иванова состоялось согласительное совещание, на котором обсуждался законопроект М.Коробова. Решений по законопроекту принято не было, но С.Иванов поручил Минкомсвязи представить предложения по регулированию межоператорских тарифов сотовых компаний, сообщал "Интерфаксу" представитель министерства.

По мнению ФАС, предлагаемые изменения "необоснованно расширяют круг операторов связи, деятельность которых подлежит государственному регулированию, распространяя его, в частности, на операторов сотовой связи".

Тарифы на услуги по пропуску трафика у операторов сотовой связи не отличаются от аналогичных тарифов, применяемых "существенными" операторами, полагает антимонопольное ведомство.

"Введение регулирования тарифов возможно лишь в случаях существенного искажения рыночной ситуации в конкретных отраслях (например, естественная монополия). Применение методов ценового регулирования на рынках, находящихся в состоянии конкуренции, приведет к стимулированию роста издержек предприятий, что повлечет за собой негативные последствия для потребителей, а также создаст дополнительные необоснованные административные барьеры входа на телекоммуникационный рынок. Также подобные изменения могут негативно повлиять на инвестиционный климат как в отрасли связи, так и в стране в целом", - заявляет ФАС.

Это не первая попытка через внесение изменений в закон "О связи" распространить госрегулирование на конкурентные сектора рынка телекоммуникаций, напоминает ведомство. Ранее ФАС неоднократно давала отрицательные заключения, которые поддерживались отраслевым регулятором и правительством, на аналогичные законопроекты.

Не "существенные", но "доминирующие"?

Между тем, действующее антимонопольное законодательство потенциально позволяет причислить все компании "большой тройки" к доминирующим, что позволило бы ФАС регулировать их деятельность.

Согласно закону "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%. Исключение может быть сделано в случае, если ФАС установит, что, несмотря на превышение 50%-го порога, положение субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В ряде случаев доминирующей может быть признана и компания, занимающая менее половины, но более 35% рынка.

В настоящее время ни один из операторов "большой тройки" не занимает более 35% рынка РФ по количеству абонентов. По состоянию на конец I квартала доля МТС составляет 32,5%, "Мегафона" - 25,1%, "Вымпелкома" - 23,8%. Доля по выручке превышает 35% только у МТС.

В то же время, на сотовые компании потенциально может быть распространено другое положение закона "О конкуренции", согласно которому доминирующим может быть признано положение каждого из трех хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых превышает 50%. Это правило действует, если доля каждого из них превышает доли других компаний на рынке.

По аналогичной схеме доминирующей может быть признана каждая из пяти компаний, в совокупности занимающих более 70% рынка.

"Зачем это делать"

Впервые идею причислить мобильных операторов к разряду существенных в августе 2006 года озвучил Виталий Слизень, который незадолго до того момента покинул пост директора департамента госполитики в области ИКТ Мининформсвязи (став гендиректором ЗАО "Синтерра") и являлся помощником М.Коробова.

В апреле 2008 года М.Коробов внес на рассмотрение Госдумы поправки в закон "О связи", которые позволили бы причислять мобильных операторов, интернет-провайдеров и телерадиовещателей к разряду существенных операторов. Тогда правительство дало на документ отрицательный отзыв.

Операторы "большой тройки" всегда скептически относились к предложению о признании их существенными и выступали против этого законопроекта. "Если есть желание усилить регулирование отраслью, то я не понимаю, зачем это делать", - говорил журналистам в июне президент МТС Михаил Шамолин.

"Мобильная связь - одна из немногих отраслей российской экономики, в которой цены снижались на протяжении последних 15 лет, а во всех отраслях, где регулировалось ценообразование - они росли. Я считаю, что сотовая отрасль росла такими темпами, потому что там было оптимальное госрегулирование. Уровень конкуренции на рынке мобильной связи - один из самых высоких в России", - отмечал М.Шамолин.

По мнению аналитиков, обязательства по присоединению других сетей по регулируемым тарифам увеличат нагрузку на сети "большой тройки" и окажут давление на уровень возврата инвестиций (ROIC).

Изменения в законодательстве будут выгодны региональным операторам, в том числе Tele2 и сотовым "дочкам" "Связьинвеста", уверены участники рынка.

Новости

Хроники событий
Инфляция в РоссииИнфляция в России35 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии126 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });