Госкомпании избавят от лишнего

Правительство РФ будет требовать от госкомпаний, включая РЖД, Газпром и Ростехнологии, подготовить планы реализации своих непрофильных активов, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Избавление госкомпаний от лишнего имущества даст около сотни миллиарда рублей

Госкомпании избавят от лишнего
И.Шувалов Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 29 марта. FINMARKET.RU - Правительство РФ намерено не только избавляться от своего лишнего имущества в рамках приватизации, но и заставит госкомпании разрабатывать свои планы продажи непрофильных активов, что позволит получить "около сотни миллиардов рублей". Среди компаний, которым предстоит подготовить подобные планы, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов назвал таких гигантов, как РЖД, "Газпром" и "Ростехнологии". А Внешэкономбанку предложили расстаться с некоторыми активами, которые он получил при проведении антикризисных мер, сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Как заявил в понедельник на заседании "круглого стола" по вопросам приватизации Игорь Шувалов, правительство будет требовать от крупнейших госкомпаний принимать планы по реализации непрофильных активов. "Мы планируем понуждать эти компании принимать планы по реализации своих активов, в первую очередь непрофильных", - сообщил он. В частности, по его словам, "у РЖД такое количество имущества, что от него нужно избавляться, выводя в конкурентную среду".

"В совокупности с планами (по реализации активов) таких компаний, как ОАО "РЖД", "Газпром" и "Ростехнологии", поступления средств ожидаются в огромном объеме, около сотни миллиардов рублей", - сказал И.Шувалов. По его словам, возможно, реализацию непрофильных активов не удастся осуществить немедленно. "И если та или иная сделка не состоится - это не беда. Мы все равно должны готовить компании к продаже и выбирать с консультантами нужные моменты для этого", - сказал первый вице-премьер.

Очевидно, "около сотни миллиардов рублей", которые теоретически могут быть получены от продажи непрофильных активов госкомпаний, идут отдельно от плана приватизации на 2010 год, согласно которому в этом году федеральный бюджет получит, в зависимости от конъюнктуры рынка, от 70 до 100 млрд рублей. Ранее сообщалось, что одобренная правительством в ноябре программа приватизации на 2010 год должна принести в бюджет 17 млрд руб. Помимо этого, правительство планировало выручить еще 54 млрд руб. за счет продажи 28 госпакетов компаний, которые предлагается исключить из числа стратегических предприятий, для чего требуется решение главы государства. Премьер Владимир Путин 1 марта сообщал, что правительство подготовило указ президента о сокращении списка стратегических предприятий вдвое, оставив в нем более 200 объектов ОПК и крупнейшие инфраструктурные компании. Теперь выясняется, что в отношении бывших стратегических предприятий может быть применена новая схема приватизации - через инвестиционные банки.

Как сообщил И.Шувалов, в отдельных случаях правительство будет принимать решения о прямых, безаукционных, продажах активов. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина пояснила, что эта норма может коснуться, например, тех компаний, в которых частные инвесторы владеют 50-75% акций и не заинтересованы в появлении стороннего акционера. Часто подобные инвесторы стараются затормозить процесс дальнейшей приватизации, сказала Э.Набиуллина. В этих случаях правительство будет принимать решения о прямых соглашениях с инвесторами по продаже им госпакетов в тех компаниях, где у этих инвесторов уже есть контроль. Также эта норма может коснуться стратегических предприятий, в этом случае решение о прямой продаже будет оформлено распоряжением правительства, добавила она.

Также Э.Набиуллина сообщила, что Минэкономразвития получило предложения о реализации ряда пакетов, находящихся у ВЭБа. По ее словам, представители бизнеса, в частности, предложили "рассмотреть продажу пакетов, попавших, например, к ВЭБу, в процессе реализации антикризисных мер".

Участник совещания пояснил "Интерфаксу", что на круглом столе один из инвестбанкиров поставил вопрос о продаже Связь-банка и банка "Глобэкс", переданных ВЭБу на санацию в разгар финансового кризиса. Первый вице-премьер Игорь Шувалов никак не отреагировал на это предложение.

Связь-банк и банк "Глобэкс" ВЭБ приобрел в конце прошлого года за символические суммы после того, как у банков возникли проблемы с обслуживанием клиентов из-за нехватки ликвидности. Финансовую поддержку при этом оказал ЦБ РФ, разместив в ВЭБе депозиты на $2,5 млрд в рамках сделки по покупке Связь-банка и $2 млрд - банка "Глобэкс". Правительство планировало, что ВЭБ выгодно продаст оба проблемных банка после того как их платежеспособность будет восстановлена. Пока ВЭБ не получил санкцию на продажу Связь-банка и "Глобэкса".

А глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин вообще фактически предложил государственным компаниям не лезть в конкурентные сектора экономики. В ходе круглого стола он предложил запретить госкомпаниям создавать "дочек" в конкурентных секторах, сообщил "Интерфаксу" один из участников мероприятия.

Предложение поддержала глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, сказал собеседник "Интерфакса". "Набиуллина говорила, что мы пытаемся создавать все новые и новые госкомпании, но их и так уже много, и нужно стимулировать их продажи", - отметил он. "Звучали радикальные предложения: о запрете создания госкомпаниями дочерних обществ, работающих в частном конкурентном секторе", - заявила Э.Набиуллина журналистам по итогам "круглого стола". В этой связи она подчеркнула необходимость скорейшей реализации непрофильных активов госкомпаний.

Шереметьево, может, отдадут

И.Шувалов также коснулся перспектив аэропорта "Шереметьево", правда, после его объяснений стало непонятно, какое будущее ждет этот объект.

Отвечая на вопрос о том, какие госактивы могут передаваться в управление частным инвесторам, И.Шувалов ответил: "Может быть, "Шереметьево" и многие другие". При этом он сразу же допустил, что по "Шереметьеву" "мы можем принять и другое решение", и правительству в этом вопросе будет помогать инвестконсультант, который будет выбран позднее. Первый вице-премьер отметил, что при принятии решения о судьбе "Шереметьево" правительство не будет "придумывать условия конкурса для того, чтобы подстроить под какого-то конкретного инвестора". И.Шувалов также подчеркнул, что "такое решение (о передаче управления инвестору) будет означать и более серьезные последствия". Первый вице-премьер добавил, что правительство, принимая решение по "Шереметьево", будет рассматривать в совокупности весь Московский авиаузел, при этом конечной целью является то, чтобы "Шереметьево" "конкурировало не с "Внуково" и "Домодедово", а с Франкфуртом".

Один из участников совещания уточнил "Интерфаксу", что варианты распоряжения "Шереметьево" обсуждались довольно подробно. "Обсуждалось, что если сейчас продавать "Шереметьево", то будет очень низкая премия. Нужно привлекать управляющую компанию на единый имущественный комплекс аэропорта", - сказал он.

Ранее глава Минтранса Игорь Левитин говорил о возможности проведения конкурса по передаче в управление имущества аэропорта "Шереметьево", в конце 2010 года.

Отметим, что до кризиса государство планировало провести приватизацию АО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ), продав часть пакета в ходе IPO. Для этих целей летом 2005 года была заказана оценка рыночной стоимости акций аэропорта: тогда 100% акций МАШ были оценены в 25 млрд. рублей. Минтранс тогда выступал против сокращения доли государства в аэропорте, в том числе и потому, что не были урегулированы имущественные и земельные вопросы. Предложить инвесторам пакет акций аэропорта не позволил кризис, после его начала вопрос был временно снят с повестки дня.

Российское правительство в 2003 году уже проводило конкурс по выбору управляющей компании для "Шереметьево". Интерес к участию в этом конкурсе проявляли "Аэрофлот", "Альфа-групп", АФК "Система", Национальный резервный банк и аргентинская Corporacion America. Конкурс завершился в январе 2004 года: консорциум, в который входил "Аэрофлот", проиграл компании "Альфа-Шереметьево". Итоги конкурса долго не утверждались, а в июне 2004 года правительство поручило "Аэрофлоту" и "Альфе" договориться об условиях совместного управления "Шереметьево". Совместного управления также не вышло - "Аэрофлот" решил реализовывать проект по созданию терминала "Шереметьево-3", отказавшись от управления "Шереметьево". Ввести в эксплуатацию "Шереметьево-3" планируется в начале 2010 года.

Государству принадлежит 100% акций МАШ. Аэропорт входит в список стратегических предприятий.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });