Богачей вновь тянет к прекрасному
Мировой рынок предметов искусства вышел из кризиса, свидетельствуют финансовые результаты двух крупнейших аукционных домов
Лондон. 9 августа. FINMARKET.RU - Трудные времена для мирового рынка предметов искусства, похоже, закончились, считают эксперты, проанализировавшие финансовые результаты двух крупнейших аукционных домов.
По итогам первого полугодия Christie's International провел сделки на общую сумму $2,57 млрд, что на 43% больше, чем в январе-июне 2009 года. Из них предметы искусства на $274,1 млн сменили владельцев в частном порядке - годом ранее этот показатель был меньше на треть.
Его основной конкурент, Sotheby's, увеличил выручку более чем вдвое - до $2,2 млрд.
Растущий спрос на предметы искусства эксперты, мнение которых приводит газета The Wall Street Journal, склонны объяснять не только так называемой низкой базой сравнения, но и волатильностью на рынке большинства других активов, которая стимулирует интерес к альтернативным инвестициям. Уверенность в том, что стоимость большинства приобретаемых предметов искусства будет расти, и расти уверенными темпами, в обозримом будущем способствовала успеху аукционов, состоявшихся в первые шесть месяцев этого года.
Так, в мае полотно кисти Пабло Пикассо "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" (1932 года) была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за $106,5 млн, что стало мировым рекордом для произведения искусства.
Прежний мировой рекорд был установлен в феврале на аукционе Sotheby's в Лондоне: тогда скульптура Альберто Джакометти "Шагающий человек I" ушла с молотка за $104,3 млн.
Оба аукционных дома в полной мере смогли воспользоваться возросшим интересов инвесторов к современной скульптуре. Christie's продал бронзовый бюст работы А.Джакометти, изображающий брата художника, под названием "Большая голова Диего" за $53,2 млн, в то время как скульптура "Голова", выполненная Амедео Модильяни, ушла с молотка за $52,6 млн, установив абсолютный рекорд для предмета искусства, когда-либо проданного во Франции.
Sotheby's также может похвастаться продажей полотна великого английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера "Современный Рим - Кампо Ваччино", которую музей Дж. Пола Гетти приобрел для своей коллекции за $45 млн. На торгах, устроенных Sotheby's, была продана автопортрет Эдуарда Мане с палитрой - лот достался новому владельцу за $33,2 млн.
Впрочем, кризис внес свои коррективы в расклад сил на мировом рынке предметов искусства. Как отмечают эксперты, единодушия относительно перспектив мировой экономики среди игроков на этом рынке не было так же, как и на большинстве других. В то время как в США и Европе инвесторы продолжали осторожничать и часто разочаровывали устроителей торгов слабым интересом к выставляемым лотам, ценители искусства из Азии, напротив, демонстрировали "прекрасный аппетит".
Так на покупателей из Азии пришлось 70% совокупной стоимости лотов ($227,3 млн), проданных на устроенном этой весной Christie's традиционном аукционе драгоценностей. В прошлом году азиатские покупатели оплатили лишь 41% суммарной стоимости лотов.
Даже несмотря на это, говорить о полном и окончательном выходе из кризиса еще очень рано, отмечают эксперты. Ряд известных работ крупных художников так и не были проданы. Разочарование постигло Christie's в июне при попытке продать полотно Клода Моне "Кувшинки" 1906 года. Эксперты рассчитывали, что от продажи картины удастся выручить не менее 40 млн фунтов стерлингов, однако желающих купить ее не нашлось. В мае тот же дом не смог найти нового владельца для картины Эдварда Мунка "Плодородие", за которую надеялись выручить $25 млн.
Не обошлось без неудач и у Sotheby's - "Цветы Ветейя" кисти К.Моне выставлялись на торги в июне за $4 млн, но так и не были проданы.
/Финмаркет/