Сперва выгодно, потом - надежно
Выгодные условия предоставления услуг - это основной критерий, по которому больше половины россиян оценивает качество банка. А вот число отделений оказалось последним в ряду критериев оценки привлекательности кредитных организаций
Москва. 2 августа. FINMARKET.RU - Кредитные организации и граждане постепенно находят взаимопонимание. Банки наращивают кредитный портфель физическим лицам, а население активно несет свои кровные на депозиты. Но любовь со стороны "гражданских" далеко не бездумна. Население назвало 9 основных критериев привлекательности кредитных учреждений, поставив на первое месте выгодность оказываемых услуг, и лишь на второе - надежность.
Повод для гордости
У банковской системы есть повод для гордости. Статистика ЦБ РФ свидетельствует, что население достаточно активно открывает и пополняет вклады. И, судя по росту объемов сбережений граждан в банках, кредитные организации сейчас пользуются даже большим доверием, чем в докризисный 2008 год.
Общая сумма вкладов физических лиц в российских банках в июне выросла на 259,3 млрд рублей, или на 3,2% и достигла 8 трлн 435,3 млрд рублей. Во втором квартале 2010 года суммарный прирост вкладов (637,6 млрд рублей, +8,2%) был вдвое больше, чем в первом квартале (312,7 млрд рублей, +4,2%), сообщается в материалах ЦБ РФ, размещенных на его сайте.
За первое полугодие сумма рублевых вкладов увеличилась на 1 трлн 114,7 млрд рублей, или на 20,2%, валютных - снизилась на 164,2 млрд рублей, или на 8,3%. В результате общая сумма вкладов за этот период увеличилась на 950,3 млрд рублей, или на 12,7%.
Портфель банковских кредитов физлицам в июне вырос 4-й месяц подряд после 13 месяцев снижения. Объем задолженности физических лиц по кредитам, предоставленным банками РФ, в июне 2010 года увеличился на 58,7 млрд рублей, или на 1,6%, до 3 трлн 672,4 млрд рублей. Рост кредитного портфеля физлиц за первую половину 2010 года составил 2,8%.
Главное - чтобы выгодно было
Для большинства россиян главный критерий выбора банка, как выяснилось из июньского опроса, организованного холдингом "Ромир", отнюдь не надежность банка, а выгодность его услуг. Именно эту характеристику назвали 52% респондентов. Причем чем богаче россияне, тем более важным для них при выборе банка становится критерий выгодности.
При этом треть респондентов все-таки предпочитает более осторожную политику. Надежность, как важнейший критерий оценки, выбирают 33% наших соотечественников. По репутации судят о качестве банка 29% опрошенных. Столько же (29%) россиян обращают внимание на наличие государственной поддержки у банка.
Но далеко не для всех граждан государственная поддержка является одним из главных критериев выбора банка. Исследование показало, что с ростом уровня доходов респондента наблюдается и рост значимости такого критерия, как выгодные условия предоставления услуг. Так, например, 55% россиян, зарабатывающих от 15 до 25 тыс. руб., судят о банке по выгодности предлагаемых условий. А среди зарабатывающих от 35 до 45 тыс. руб. таких уже 90%.
А вот значимость факта государственной поддержки банка наоборот снижается с ростом уровня доходов. В категории россиян с заработком от 15 до 25 тыс. руб. на наличие господдержки при оценке банка ориентируются 30%, а с заработком от 35 до 45 тыс. руб. - всего 6%.
И еще для россиян важны такие критерии оценки банка как долгая история существования, внимательный персонал в отделениях и удобный график работы отделений.
Основные критерии оценки банка населением:
- Выгодные условия предоставления услуг - 52% респондентов указали на этот критерий
- Надежность - 33%
- Хорошая репутация - 29%
- Государственный банк - 29%
- Высокое качество обслуживания - 29%
- Внимательный персонал - 27%
- Давно существует - 22%
- Удобный режим работы - 22%
- Много отделений - 21%
В частности, господдержкой (37% респондентов "Ромир" указали на это) объясняется популярность у россиян Сбербанка России, а также выгодными условиями предоставления услуг (33% респондентов "Ромир" указали на это). Кроме того, было отмечено, что Сбербанк отличают длительная история существования (26%), надежность (24%) и хорошая репутация (22%). На то, что у банка много отделения (так исторически сложилось) указали 18%. Качество обслуживания (17%) и коммуникации персонала с клиентами (18%) пока занимают последние места в рейтинге причин популярности Сбербанка. Хотя, как указано выше, данные характеристики важны почти для трети россиян.
В целом же банкам есть за что бороться. Пока у 72% населения России нет вкладов в банке. По крайней мере так заявили россияне социологам фонда "Общественное мнение" в ходе июльского опроса. Но, возможно, через год потенциальных клиентов станет чуть больше. 2% россиян, пока не имеющих сбережения или денежные накопления, рассчитывают, что через год в этом плане ситуация изменится в лучшую сторону.
/Финмаркет/