"Нарушители" из ФСФР
Антимонопольная служба рекомендует отменить требования ФСФР по увеличению нормативов достаточности собственных средств профучастников, полагая, что они ограничивают конкуренцию на финансовом рынке. При этом ФСФР уверена, что они помогут предотвратить случаи легализации преступных доходов
Москва. 27 июля. FINMARKET.RU - С середины лета в России действуют новые требования к капиталу профессиональных участников фондового рынка. Многие брокеры с осени прошлого года жаловались, что они могут просто исчезнуть из-за новых требований, но Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) была непреклонна. Регулятор полагает, что таким образом он подталкивает профучастников к развитию. Но у другой федеральной службы - антимонопольной - другая точка зрения.
"Необоснованно высокие" нормативы
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что ФСФР, повышая нормативы достаточности собственных средств профучастников, ограничивает конкуренцию на финансовом рынке. ФАС рекомендует отменить новые требования. При этом ФСФР уверена, что они помогут предотвратить случаи легализации преступных доходов, следует из переписки ведомств. ФАС и ФСФР намерены обсудить спорный вопрос на совместном рабочем совещании 4 августа.
В письме антимонопольного ведомства в ФСФР, с которым ознакомилось агентство "Интерфакс", говорится, что увеличение значения норматива достаточности собственных средств профучастников рынка ценных бумаг приведет к сокращению их количества, а также будет препятствовать выходу на рынок новых участников, что может привести к ограничению конкуренции.
Антимонопольная служба ссылается на опрос Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), который показал, что около 20% профучастников при повышении нормативов достаточности перестанут существовать.
Ведомство указывает на то, что новые требования, в первую очередь, приведут к сокращению количества небольших региональных компаний, а это может разрушить сложившиеся связи между региональными инвесторами и финансовыми центрами страны, что не позволит достичь цели расширения розничных инвесторов на финансовом рынке, говорится в письме ФАС. Такая ситуация не соответствует утвержденной правительством Стратегии развития финансового рынка.
ФАС считает, что новые требования ФСФР приведут к снижению уровня концентрации на рынке и, возможно, к повышению стоимости услуг профучастников из-за издержек федеральных компаний на поддержание филиальной сети в регионах.
При этом ФАС считает, что повышенные требования к собственным средствам не являются показателем надежности участников рынка. В качестве примера служба приводит требования регуляторов США к капиталу брокеров - $250 тыс., такой же размер собственных средств должна поддерживать компания, совмещающая брокерскую и депозитарную деятельность в США. В России новые требования превысят американский уровень на 800% с 1 июля 2010 года и более чем на 1000% - с 1 июля 2011 года.
ФАС полагает, что требования к минимальному размеру собственных средств профучастников должны зависеть от факторов риска в операциях, которые они осуществляют.
Антимонопольная служба заявила в письме, что действия ФСФР по установлению "необоснованно высоких" нормативов достаточности собственных средств, которые не учитывают фактор риска в операциях профучастников, нарушают закон о защите конкуренции. В связи с этим ФАС рекомендовала службе прекратить действие приказа.
Начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева сказала агентству "Интерфакс", что служба ведет диалог с ФСФР. "Мы свою точку зрения сформулировали, теперь необходимо ее обсудить. Мы полагаем, что регулирование должно происходить с учетом развития конкуренции", - сказала она, воздержавшись от дальнейших комментариев.
"Все по плану"
ФСФР направила ответ в ФАС, в котором напомнила, что профучастникам было дано семь месяцев на приведение нормативов достаточности в соответствие с новыми требованиями. Также служба предусмотрела возможность снижения таких требований на 20%, если ответственность профучастника застрахована.
Кроме того, ФСФР объяснила, что такой шаг потребовался для борьбы с противозаконной деятельностью на финансовом рынке, в том числе связанной с легализацией денежных средств, а также выводом за рубеж значительного объема денежных средств. Как правило, в схемах легализации участвуют профучастники с признаками фиктивности, сообщила служба.
ФСФР считает, что повышение требований к капиталу финансовых компаний соответствует плану мероприятий по созданию в России международного финансового центра в части повышения капитализации основных российских финансовых институтов.
ФСФР не считает целесообразным изменение или отмену новых нормативов. После вступления их в силу служба проведет анализ его применения и будет готова вернуться к вопросу о нормативах по итогам практики его применения, заключил финансовый регулятор в письме.
В ФСФР отказались от комментария. НАУФОР, которая ранее выступала против повышения требований к собственным средствам профучастников, также не стала комментировать ситуацию.
Просили, но не получили
Напомним, что профучастники фондового рынка настойчиво высказывали свою обеспокоенность грядущим изменением требований. В сентябре 2009 года региональные участники предупреждали руководителя ФСФР Владимира Миловидова, что для крупных федеральных брокеров и инвесткомпаний, как правило, не представляет интерес развитие своего бизнеса в маленьких городах России, сейчас эту нишу занимают местные брокеры. Если они покинут этот рынок из-за невозможности увеличения капитала до необходимого уровня, то вместо них появятся "серые" брокеры, которые вообще не будут подконтрольны ФСФР.
Глава НАУФОР Алексей Тимофеев заявлял в октябре, что в связи с введением новых требований около 30% компаний, работающих на российском фондовом рынке, могут прекратить свою деятельность.
Руководители региональных брокерских компаний, работающих на рынке от 10 до 17 лет, высказывали свое недовольство по поводу новых нормативов ФСФР. Повышение нормативов достаточности капитала не будет стимулировать развитие бизнеса, уверены они. "Развитие должно происходить естественным путем. Это то же самое, что делать кесарево и вытащить ребенка на 5-6 месяце - это то, что пытается сделать ФСФР", - сказал один из них.
О том же говорил и председатель правления РТС Роман Горюнов. "Увеличение требований к капиталу хотя и повышает надежность участников рынка, вместе с тем нужно учитывать, что профучастник не может тратить эти деньги на развитие, в частности, на обучение клиентов, привлечение дополнительного персонала и улучшение технологической базы", - отмечал он. Р.Горюнов убежден, что российский финансовый рынок имеет две модели привлечения клиентов - они идут либо в крупную компанию, либо к человеку, которого инвестор знает. Последняя модель, по мнению Р.Горюнова, абсолютно жизнеспособна и может развиваться. Глава РТС считает, что если количество лицензированных профучастников будет снижаться, то возрастет риск увеличения числа "серых" схем, предлагаемых нелицензированными компаниями.
Председатель совета директоров "Алор Инвеста" Анатолий Гавриленко полагает, нововведение не застрахует инвесторов от недобросовестных участников рынка. "Никакие 35 млн рублей не спасут нашего инвестора, к сожалению. При решении этой проблемы наше государство руководствуется тем, чтобы наш рынок выглядел адекватно на Западе. Я не очень могу соглашаться с такими намерениями", - пояснил он.
В.Миловидов убежден в том, что введением новых повышенных требований к капиталу регулятор подталкивает профучастников к развитию. Несколько представителей брокерских компаний отметили, что глава ФСФР сказал осенью, что на финансовом рынке не место для малого бизнеса, поскольку это очень ответственный рынок.
Когда же участники рынка стали проводить параллели с Америкой и Европой, где хорошо развита система мелких брокеров, В.Миловидов ответил, что сравнение некорректно, поскольку финансовая система этих стран в том виде, в котором она существует сейчас, складывалась на протяжении многих лет.
Новые требования
С 1 июля 2010 года в России введены новые требования к капиталу профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) утвердила своим приказом в июле прошлого года. У профучастников был почти год на то, чтобы подготовиться к возросшим требованиям.
Итак, с 1 июля для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность и (или) брокерскую деятельность и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, норматив достаточности капитала установлен на уровне 35 млн рублей, а с 1 июля 2011 года - 50 млн рублей. До введения этих изменений, норматив достаточности собственных средств был установлен отдельно для брокеров на уровне 10 млн рублей, дилеров - 5 млн рублей, для деятельности по управлению ценными бумагами - 10 млн рублей.
В новой редакции приказа норматив достаточности капитала для профучастников, занимающихся депозитарной деятельностью, не связанной с депозитарными операциями по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через биржи, или осуществляющих деятельность спецдепозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, установлен с 1 июля 2010 года на уровне 60 млн рублей, а с 1 июля 2011 года он составит 80 млн рублей. При этом норматив достаточности собственных средств профучастника, являющегося эмитентом российских депозитарных расписок, устанавливается в размере 200 млн рублей с 1 июля 2010 года, а с 1 июля 2011 года - не менее 250 млн рублей.
Капитал профучастника, который занимается деятельностью расчетного депозитария, с 1 июля 2010 года должен быть равен не менее 250 млн рублей, а еще через год - 300 млн рублей.
В предыдущем приказе участники рынка, осуществляющие депозитарную деятельность, должны были иметь капитал не менее 40 млн рублей, при этом норматив достаточности собственных средств профучастников, осуществляющих депозитарную деятельность, связанную с осуществлением депозитарных операций по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через биржи, был 200 млн рублей. Норматив достаточности собственных средств при совмещении депозитарной деятельности с выпуском российских депозитарных расписок был определен не ниже 200 млн рублей.
Для осуществления клиринговой деятельности и (или) деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг капитал с 1 июля 2010 года должен быть не менее 80 млн рублей, а с 1 июля 2011 года - 100 млн рублей.
До вступления в силу приказа норматив достаточности собственных средств профучастника, совмещающего деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговую деятельность, составлял также 80 млн рублей, при этом отдельно для деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг капитал должен быть на уровне 60 млн рублей, отдельно для клиринговой деятельности - 30 млн рублей.
Деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг с 1 июля 2010 года требует размера собственных средств на уровне 100 млн рублей, а с 1 июля 2011 года - 150 млн рублей (до этого - 100 млн рублей).
Норматив достаточности собственных средств для осуществления деятельности фондовой биржи с 1 июля 2010 года составляет 150 млн рублей, а с 1 июля 2011 года - 200 млн рублей (до этого - 120 млн рублей).
Норматив достаточности собственных средств управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, с 1 июля 2010 года составляет 60 млн рублей, а с 1 июля 2011 года - 80 млн рублей (до этого - 40 млн рублей).
/Финмаркет/