Путин на рулежке
Россия переживает рост авиаперевозок, но аэропортовая структура отстает от запросов отрасли. Чиновники во главе с премьер-министром Владимиром Путиным, посовещавшись, решили, что не оставят аэропорты без поддержки
Москва. 7 июля. FINMARKET.RU - Россия сейчас переживает подъем авиаперевозок, за пять месяцев этого года объем пассажирских перевозок в России увеличился более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросам строительства и реконструкции аэропортов. "Число пассажиров не только быстро восстановилось после кризисного спада, но и превысило максимальный уровень 2008 года", - заявил глава правительства.
Для расправляющей крылья отрасли необходима соответствующая аэропортовая структура. В настоящее время в реестр гражданской авиации включено 328 аэродромов. Начиная с 1992 г. аэродромная сеть страны сократилась на 973 аэродрома. Срочной реконструкции требуют 46% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием. 18% взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта. Только 65% аэродромов оборудованы системой светосигнального оборудования, отмечалось в материалах к заседанию.
В 2010-2015 гг. федеральными целевыми программами на развитие наземной инфраструктуры аэропортов предусмотрено 306 млрд 668,4 млн рублей, что позволит провести реконструкцию в 127 аэропортах и на 3 аэродромах учебных заведений
Модернизация аэропортов России в последние два года обошлась почти в 50 млрд рублей, сообщил Владимир Путин. И, как стало ясно по ходу совещания, поддержка, как моральная, так и финансовая, будет оказываться и в дальнейшем.
Просьба ожидать роста пассажиропотока
Моральную поддержку в виде настоятельной просьбы строить аэропортовый комплекс в Геленджике с расчетом на перспективу еще большего роста пассажиропотока получил глава "БазЭла" Олег Дерипаска.
Премьер-министр поручил главе Минтранса Игорю Левитину договориться с компанией "БазЭл" о сроках сооружения в Геленджике аэропортового комплекса. На совещании В.Путин задал Олегу Дерипаске вопрос о сооружении в Геленджике "нормального аэровокзала". "Как только пассажиропоток достигнет 350 тысяч", - ответил О.Дерипаска.
"Игорь Евгеньевич, для того, чтобы пассажиропоток рос, необходимо предусмотреть обустройство там пограничного пункта и таможенного. Это должны сделать государственные органы. И второе. Прошу вас с компанией "БазЭл" определить сроки строительства", - сказал премьер министру транспорта.
"Ожидать роста пассажиропотока, это, наверное, можно так обосновывать, но отсутствие современного аэровокзального комплекса может быть фактором ограничения этого роста. Поэтому согласуйте, пожалуйста, и доложите о перспективах", - сказал В.Путин.
В ходе совещания В.Путин потребовал также закончить в срок реконструкцию аэропорта Мурманска. "Будем надеяться, что реконструкцию мы закончим по плану в этом году, и в ноябре все вопросы будут решены", - сказал и.о. генерального директора аэропорта Мурманска Дмитрий Сластин.
"На кого вы будете надеяться?" - спросил В.Путин у руководителя мурманского аэропорта. "В первую очередь, на строителей - что сдадут все вовремя", - пояснил Д.Сластин. "А что, есть сомнения? - потребовал уточнить премьер. - Если у вас сомнения, то где строители? Что это за люди? Я их не вижу".
"У вас есть сомнения по поводу завершения работ в этом году?" - спросил В.Путин. "Нет, сомнений нет", - отметил Д.Сластин.
"Тогда и скажите: в этом году реконструкцию закончим. Повторите вслух", - попросил глава правительства. "В этом году реконструкцию закончим",- ответил и.о.гендиректора аэропорта. "Молодец", - похвалил В.Путин.
"Желаю вам успехов, проекты нужно контролировать, всех нужно контролировать, потому что вопросы серьезный, регион для нас стратегический, и аэропорт должен работать", - сказал он.
Также премьер-министр поручил до конца июля окончательно определиться с источниками финансирования реконструкции аэропорта Владивостока. В.Путин напомнил, что аэропорт, который реконструируется в рамках подготовки саммита АТЭС, должен быть сдан в третьем квартале 2011 года, а весной 2012 года начнется саммит. "Даже если по плану идти, то плотно, сжато, задела по времени нет", - сказал В.Путин.
Он поручил вице-премьеру РФ Сергею Иванову проанализировать проблему, сложившуюся с финансированием работ, и представить предложения в правительство или вынести на наблюдательный совет Внешэкономбанка, который является одним из инвесторов.
И еще премьер-министр поручил Минфину, Минтрансу и Росимуществу в течение ближайших дней определиться по вопросу обнуления ставок налогов на аэродромное имущество. "Минтранс и Минфин свою позицию должны согласовать до конца следующей недели", - сказал Путин, добавив, что, "если мы между собой решение не урегулируем, то нагрузка ляжет на пассажиров".
Объединить и часть продать
Минтранс считает предпочтительной систему объединения крупных национальных аэропортов в госсобственности с возможной продажей части их пакета акций.
"За рубежом национальные аэропорты объединены и они находятся в госсобственности, но часть пакета выставляется на продажу. Такой путь развития аэропортов считается более предпочтительным, чем когда мы передаем аэропорты, а потом их нам возвращают", - заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин на совещании в Минводах.
Министр добавил, что эта система предпочтительнее, чем когда аэропорты приватизируются или продаются, а инвесторы не выполняют свои обязательства. И.Левитин сообщил, что данный вопрос уже проработан с министерством экономического развития.
"Ряд регионов Северного Кавказа хотят вернуть нам аэропорты", - заметил И.Левитин. Он предложил, что на базе этих аэропортов можно создать "управляющую компанию, которая могла оперировать этими аэропортами". "Такое решение было бы правильным", - сказал глава Минтранса, уточнив, что инициатива согласована с Минфином и Минэкономразвития.
Владимир Путин в свою очередь заявил, что к развитию аэропортовых хозяйств России необходимо активнее привлекать бизнес. "Мы должны более активно привлекать бизнес к развитию аэропортового хозяйства. Успешные примеры такого партнерства уже есть", - заявил В.Путин.
Он напомнил, что в петербургском "Пулково" впервые был использован "механизм государственно-частного партнерства". "Накопленный опыт должен получить самое широкое распространение. Наша задача - превратить авиационную инфраструктуру в перспективную и привлекательную площадку для инвестиций. Установить здесь четкие и понятные правила поведения", - отметил В.Путин.
Ослабить нагрузку на Москву
Кроме того глава Минтранса считает необходимым снизить объем перевозок московского авиационного узла и развивать другие крупные узлы авиасообщения.
"Так получилось, что московский авиационный узел - это примерно 50% объема перевозок (всей страны). Это связано с тем, что у нас не развиты другие аэропорты в других регионах", - заявил И.Левитин.
Министр также добавил, что вся пересадочная деятельность в основном формируется в Москве. "Мы считаем, что нам нужно развивать крупные международные внутренние узлы, и мы это делаем в Кольцово, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке и Пулково. Все-таки нам нужно принять для себя решение, чтобы больше 40% не было (в Москве)", - отметил глава Минтранса.
Иначе, по его словам, необходимо будет строить новые дороги, мосты, и "это большие затраты для Москвы".
Среди приоритетов реконструкции И.Левитин назвал ремонт взлетно-посадочной полосы во "Внуково". "Мы подтверждаем, что ее нужно делать. По удлинению взлетно-посадочной полосы у нас сейчас рассматривается вопрос санитарной зоны аэропорта "Внуково". По "Домодедово" необходимо реконструировать вторую взлетно-посадочную полосу", - сказал И.Левитин.
Он подчеркнул, что реконструкцию полосы во "Внуково" рассчитывают завершить за год и открыть в 2012 году. Кроме того, заметил глава Минтранса, в "Шереметьево" нужно построить третью полосу на удалении от аэропорта, используя международный опыт. "Просим поддержать этот проект", - сказал И.Левитин.
Московский авиационный узел в современном состоянии, начиная с 2011 года, будет не способен обеспечить пассажиропоток. С таким прогнозом выступил в среду на совещании по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в режиме видеоконференции генеральный директор ГПИ и НИИ гражданской авиации "Аэропроект" Алексей Титов.
"Московский авиационный узел не способен без капитальных вложений, начиная уже с 2011 года, обеспечить прогнозируемый пассажиропоток", - подчеркнул он.
По словам А.Титова, "для обеспечения пассажиропотока необходимо предпринять несколько мер в каждом из столичных аэропортов". Так, пояснил он, "в аэропорту "Внуково" необходимо закончить первую из двух взлетно-посадочных полос, а также строительство комплекса за счет внебюджетных источников". "Состояние взлетно-посадочной полосы номер 2 в аэропорту "Домодедово" близко к критическому, и за счет федерального бюджета необходима ее реконструкция до 2012 года", - продолжил гендиректор "Аэропроекта". В "Шереметьево" требуется реконструкция первой взлетно-посадочной полосы, а также строительство новой, третьей ВПП, добавил А.Титов.
Отметим, что В.Путину пришлось разруливать на совещании не только вопросы строительства новых аэропортовых комплексов. Премьер-министр пообещал, что власти найдут способ решить проблему со свалкой около аэропорта "Шереметьево", создающую угрозу безопасности полетов.
На совещании гендиректор международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко попросил ужесточить требования к размещению различных объектов вокруг территории аэропорта и обеспечить надлежащий контроль за этим.
"Сейчас мы столкнулись с критической необходимостью ликвидации незаконной свалки, устроенной в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы... Это реальная угроза безопасности полетов в аэропортах Шереметьево", - сказал М.Василенко. "Она находится на территории Московской области, власти области принимают меры для ее закрытия, проводят суды, но, видимо, есть чье-то влияние, которое не позволяет ее закрыть", - добавил он.
Премьер подчеркнул, что вопрос безопасности воздушных судов имеет приоритетное значение. "Мы найдем способ, безусловно легальный, правовой способ решения этого вопроса", - подчеркнул В.Путин.
/Финмаркет/