BP торопится занять
Британская BP планирует привлечь $50 млрд для покрытия расходов на ликвидацию разлива нефти в Мексиканском заливе. При этом компании придется ускорять процесс привлечения, поскольку стоимость заимствований для нее может существенно вырасти из-за снижения рейтингов
Лондон. 21 июня. FINMARKET.RU - Британская нефтяная компания BP планирует привлечь $50 млрд для покрытия расходов на ликвидацию разлива нефти в Мексиканском заливе, что более чем вдвое превышает ранее объявленный объем, пишет The Sunday Times без указания источника этой информации.
Совет директоров компании на прошлой неделе утвердил этот план, по данным газеты. Первая фаза привлечения средств может состояться уже на следующей неделе путем размещения облигаций объемом $10 млрд. Кроме того, BP ведет переговоры с банками об организации кредитов на сумму $20 млрд. Еще $20 млрд, как ожидается, поступят от продажи компанией активов в течение следующих двух лет.
Ранее сообщалось, что компания, уступив давлению со стороны правительства США, согласилась внести $20 млрд в специальный фонд для выплат компенсаций в связи с нефтяной катастрофой. Компания уже объявила источники формирования спецфонда. ВР замораживает выплату дивидендов до конца года - это даст $7,5 млрд. Еще $10 млрд планируется выручить за счет продажи активов и сокращения инвестпрограммы в ближайшие 12 месяцев. В общей сложности все это высвободит в бюджете BP дополнительно около $17 млрд. Объявленный объем спецфонда не окончательный. Компания в случае необходимости внесет в него дополнительные средства.
ВР приходится ускорять процесс привлечения денег, поскольку стоимость заимствований для нее может существенно вырасти. Три крупнейших мировых рейтинговых агентства уже снизили рейтинги компании на фоне опасений, что США подадут иски против BP, поскольку разлив нефти в Мексиканском заливе привел к крупнейшей в истории страны экологической катастрофе, сумма которых может достичь $100 млрд, отмечается в статье.
Официальные представители BP не стали обсуждать детали программы капитальных заимствований компании.
BP заявила, что объем средств, затраченных на ликвидацию последствий разлива нефти в Мексиканском заливе, на 21 июня составляет около $2 млрд. Как говорится в сообщении компании, в эту сумму включены стоимость ликвидации последствий разлива нефти, герметизации скважины и выплаты по искам.
Кто виноват
Один из бывших сотрудников нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе рассказал BBC, что обнаружил утечку нефти из находящегося на платформе оборудования еще за несколько недель до взрыва. По словам Тайрона Бентона, утечку не устранили вовремя - вместо этого поврежденный превентор (защитное устройство) отключили, и вся нагрузка легла на дублирующий механизм.
Представители BP утверждают, что за обслуживание оборудования на платформе отвечал ее владелец - компания Transocean. Сотрудники Transocean, в свою очередь, заявляют, что превентор успешно прошел плановую проверку незадолго до взрыва.
20 апреля, когда на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, превентор не сработал. Превентором называется устройство, устанавливаемое на устье скважины с целью ее герметизации в чрезвычайных ситуациях при бурении. Основная его функция состоит в предотвращении появления фонтана нефти, пожара и загрязнения окружающей среды. Таким образом, превентор как раз создан для предотвращения аварий, подобных той, что произошла в Мексиканском заливе.
Основной деталью превентора являются огромные ножницы, предназначенные для обрезания трубы. За правильное функционирование устройства отвечает его контрольный отсек, в котором расположена вся электроника и гидравлика устройства. Именно там, по словам Т.Бентона, и была обнаружена утечка.
"Мы увидели утечку в контрольном отсеке и проинформировали сотрудников компании, - сказал он. - У них есть центр управления, откуда можно было отключить один контрольный отсек и включить другой - так, чтобы не останавливать производство".
По словам Т.Бентона, производивший осмотр технический инспектор проинформировал о найденной утечке и представителей компании BP, и руководство Transocean. Он сообщил, что не знает, был ли поврежденный контрольный отсек превентора вновь запущен в работу к моменту аварии или нет. По его словам, ремонт контрольного отсека означал бы необходимость временно остановить добычу на нефтяной платформе, эксплуатация которой ежедневно обходилась компании BP в $500 тыс.
Реакцией BP на заявление Т.Бентона стало заявление, гласящее, что ответственность за обслуживание и ремонт превентора несет подрядчик - Transocean.
Представитель американской администрации, курирующий проведение парламентского расследования причин аварии, Хенри Уоксман обвинил BP в пренебрежении правилами безопасности с целью сокращения расходов. "По всей видимости, руководство BP неоднократно принимало решения, руководствуясь соображениями экономии, что привело к увеличению опасности при катастрофическом отказе оборудования", - заявил он.
Глава BP Тони Хейворд, в свою очередь, выступая в конгрессе, отметил: "На данный момент мне неизвестно ни одного факта, позволяющего предположить, что кто-либо поставил финансовые соображения выше соображений безопасности".
Согласно данным членам конгресса, у несработавшего превентора обнаружилась масса других неполадок, в том числе, проблемы в дизайне, непредусмотренные изменения в конструкции и севший аккумулятор.
Американская Anadarko, партнер BP по проекту Deepwater Horizon, заявила в пятницу, что взрыв, произошедший на платформе в Мексиканском заливе, стал результатом необдуманных решений и действий британской компании.
"Все больше говорит в пользу того, что эту трагедию можно было предотвратить, что она стала результатом необдуманных решений и действий BP, - говорится в заявлении главы Anadarko Джим Хэкета. - Откровенно говоря, мы шокированы информацией, ставшей достоянием общественности в результате недавнего расследования и слушаний (в Конгрессе) на этой неделе. Она, в частности, говорит о том, что BP действовала небезопасно и не приняла во внимание несколько критически важных сигналов, поступивших в процессе бурения на скважине Макондо, и не отреагировала на них. Поведение и действия BP, скорее всего, представляют собой грубую небрежность или же сознательное проявление халатности, и, таким образом, влияют на обязательства сторон по операционному соглашению", - говорится в пресс-релизе.
Anadarko, которой принадлежит в проекте 25% акций проекта, до сих пор давала немного публичных комментариев в отношении аварии, произошедшей 20 апреля на глубоководной скважине, что привело к крупнейшей в истории США экологической катастрофе.
BP в тот же день опровергла обвинения партнера. Характерно, что ранее глава подкомитета Палаты представителей по энергетике и экологии Эдвард Марки сказал в интервью Bloomberg, что Anadarko и Mitsui (10% в проекте) также должны взять на себя часть расходов по ликвидации последствий катастрофы. С 20 апреля акции BP упали на 48%, Anadarko - 42%.
В субботу в газете The Wall Street Journalприводятся данные, согласно которым BP чаще, чем другие нефтяные компании, использовала при бурении в Мексиканском заливе более дешевую, но и более рискованную конструкцию глубоководных скважин. Такая конструкция использовалась BP и на взорвавшейся в апреле скважине, и на 35% всех других.
Речь идет о том, что при бурении Deepwater Horizon использовалась одна длинная труба. В то же время чаще в сложных скважинах применяется также обсадная труба, к которой присоединяется дополнительный трубопровод, ведущий на поверхность. Это создает дополнительное препятствие для выброса газа из скважины на поверхность (как известно, именно выброс газа стал причиной взрыва 20 апреля).
В пятницу BP удалось увеличить объем нефти, откачиваемой на поверхность из аварийной скважины, до более чем 25 000 баррелей в день. По разным оценкам, из скважины вытекает сейчас 35-60 тыс. баррелей в день, и полностью прекратить выброс нефти в море BP рассчитывает в начале августа, когда будет завершено бурение разгрузочных скважин.
Управляемая компанией BP платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана 22 апреля после взрыва и пожара. В результате инцидента погибли 11 человек.
/Финмаркет/