Надежда авиапрома тренируется на земле
Sukhoi Superjet 100 совершил первые рулежки и пробежки по взлетно-посадочной полосе. По результатам выполненных работ самолет получил высокую оценку
Москва. 14 мая. INTERFAX.RU - Сегодня в Комсомольске-на-Амуре прошли испытания самолета Sukhoi Superjet, являющегося главной надеждой российского авиапрома. Машина не поднималась в воздух, были осуществлены лишь первые пробежки и так называемые рулежки по взлетно-посадочной полосе: лайнер постепенно разгонялся до 162 км/ч - скорости отрыва передней опоры шасси.
По результатам выполненных работ самолет получил высокую оценку летного экипажа и инженеров-испытателей. Несмотря на это пока остается загадкой, когда совершится первый полет SSJ - в пресс-службе ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" "Интерфаксу" такой информации не предоставили. "Ни один производитель не назовет вам дату первого полета SSJ: полет состоится тогда, когда самолет будет готов. Тем не менее, у нас есть основания утверждать, что это произойдет в самое ближайшее время", - рассказали в ГСС.
Рулежки и пробежки самолета проводились в рамках программы заводских доводочных испытаний на летном комплексе в Комсомольске-на-Амуре, где уже завершена наземная отработка всех систем при работающих двигателях. Тестирование самолета проводит Александр Яблонцев, старший летчик испытатель ГСС, который имеет более 8300 часов налета как на российских, так и на зарубежных типах самолетов, включая Boeing-737, А-319, А-320.
Уже после осуществления первого полета должны начаться сертификационные испытания, которые предполагают совершение 600 зачетных вылетов. До конца года планируется собрать четыре серийных лайнера. Исходя из этого, как отмечали ранее представители компании, минимальная задержка в поставках самолета первому заказчику составит порядка 2-3 месяцев.
Стоит отметить, что Sukhoi Superjet - это проект, с которым Москва собирается завоевать 10-12% мирового рынка пассажирских самолетов. Поэтому любые задержки с испытанием и началом серийного производства лайнера вызывают как в России, так и за ее пределами множество вопросов. В первую очередь это связано с тем, что ряд авиакомпаний уже выразили желание купить машину и даже запланировали ее использование в полетных графиках. Однако несмотря на все надежды заказчиков, самолет все еще проходит испытания.
Ранее предполагалось, что первый полет Sukhoi Superjet будет осуществлен до конца 2007 года. Этому не суждено было сбыться и в феврале этого года было решено поднять самолет в небо в течение марта. Затем сроки перенеслись на конец апреля - начало мая, однако главная надежда отечественного авиапрома до сих пор не покорила небесные вершины.
Эксперты авиационной отрасли считают, что в заявленные ранее сроки поставки первого лайнера - ноябрь 2008 г. - в любом случае уложиться будет невозможно, ведь необходимо провести длительные испытания. Это не говоря о том, что только сертификация может занять около одного года или даже более. При этом необходимо принимать во внимание, что сроки могут затягиваться и по независящим от компании причинам.
Напомним, что Sukhoi Superjet - первый российский самолет, создаваемый в широкой международной кооперации с ведущими мировыми поставщиками, который будет сертифицирован по международным стандартам европейских и американских сертификационных служб.
Предполагается, что семейство Sukhoi Superjet-100 будет состоять из трех базовых машин, рассчитанных на перевозку от 75 до 95 человек. Самолеты планируется оснащать двигателями SaM146 совместной разработки французской фирмы Snecma и российского НПО "Сатурн".
С 2006 г. стратегическим партнером по проекту является итальянская компания Alenia Aeronautica, которая до 2009 г. должна инвестировать в проект ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" около $200 миллионов. Помимо этого в сентябре прошлого года Совет директоров ГСС принял решение о привлечении кредитов Сбербанка на общую сумму порядка $200 миллионов. При этом вероятнее всего, программа заимствования под проект будет расширяться. До конца 2007 г. руководством ГСС планировалось заключить 100 твердых контрактов на продажу самолетов семейства Sukhoi, однако на сегодняшний день таковых 73.
Между тем Китай - так же как и Россия - приступил к производству собственного регионального турбореактивного пассажирского самолета ARJ-21, который теоретически может составить конкуренцию отечественному аналогу. Рассчитанные на 90 пассажиров, ARJ-21 начнут летать по внутренним рейсам уже с осени 2008 года. Начало производства ARJ-21 позволит завершить эпоху монополии американского Boeing и европейского Airbus в Китае.
/Интерфакс/