Нужна ли страховка от терроризма
Минтранс РФ готовится внести в правительство закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков, но риски терроризма исключены из стандартного покрытия
Москва. 29 марта. FINMARKET.RU - Меры по смягчению последствий рисков терроризма на транспорте ставятся все актуальней в связи с последними трагическими событиями.
Между тем Минтранс РФ готовит к внесению в правительство законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами на всех видах транспорта. Однако риски терроризма исключены из покрытия по этому законопроекту. Это означает, что ни один из последних взрывов на транспорте не признавался бы страховым случаем, если бы закон действовал. Можно ли говорить в этом случае о полной страховой защите пассажиров на транспорте?
Включить, нельзя игнорировать
После трагедии с "Невским экспрессом" и тем более в связи с трагическими событиями 29 марта в московском метро тема обозначилась с новой силой.
"Мое личное мнение - риски терроризма должны быть включены в объем страхового покрытия по закону о страховании пассажиров на транспорте этому законопроекту", - сказал агентству "Интерфакс" руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) РФ Александр Коваль. В этом случае пассажиры были бы защищены от всех рисков.
Глава ФССН отметил, что стандартная практика страхования во всем мире относит риски терроризма к исключениям из правил. Он добавил, что и "Гражданский кодекс РФ не предусматривает возможности страхования противоправных действий третьих лиц". Это положение дает основания страховщикам ставить вопрос об исключении таких рисков из стандартного покрытия.
Как сообщила агентству "Интерфакс" заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева, "при обсуждении законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчиков на всех видах транспорта специалисты пришли к тому, что перевозчик должен иметь возможность застраховать этот риск дополнительно в добровольном порядке".
"С одной стороны, возможность докупить защиту по обязательному полису - шаг вперед, поскольку до сих пор страхование рисков терроризма допускалось только в качестве дополнительного соглашения к полису имущественного страхования, - считает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова. - От рисков терроризма защищалась недвижимость, оборудование, другие предметы, но не живые люди. Сам себя человек мог от таких рисков защитить дополнительно по полису страхования от несчастного случая, если тот включал такую специфическую опцию".
С другой стороны, опыт России показывает, что предприятия редко бывают готовы добровольно, из соображений здравого смысла увеличить размер страхового взноса по полису, отметила аналитик.
России нужен отдельный закон о страховании рисков терроризма
России нужен отдельный закон о страховании рисков терроризма, считает заместитель исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Батуркин. "Нужен документ, который бы определил системные подходы к проблеме", - сказал он. "Иначе сегодня мы примем закон о страховании рисков терроризма на транспорте, а завтра не будем знать, что делать с такими же рисками, если они случатся в ходе массового мероприятия", - добавил представитель ВСС.
В любом случае политика государства в области компенсаций пострадавшим, выплачиваются они из бюджете или из страховых резервов, должна придерживаться единых стандартов при возмещении вреда, убеждена А.Долгополова. Так, законопроект Минтранса РФ берет под особую защиту пассажира. Лимит ответственности за вред жизни и здоровью по документу составляет 2 млн рублей, в то время как в законе об ОСАГО этот риск в настоящее время оценен в 160 тыс. рублей для водителя и пассажира без различий.
Если бы риск терроризма покрывался по обязательному законопроекту о страховании пассажиров, помощь пострадавшим от терактов семьям могла бы оказываться в большем размере, считает А.Долгополова.
"Однако, судя по реакции предприятий-перевозчиков на эскизы расчетов по тарифам в обязательном страховании ответственности, даже лишний процент платежной нагрузки на базу доходов, полученных от перевозки, в виде страхового взноса кажется потенциальным страхователям недопустимым. Удорожание полиса из-за введения риска терроризма в состав покрываемых усилит оппозицию перевозчиков по отношению к законопроекту. Они видят в нем излишний налог", - сказала аналитик "Интерфакс-ЦЭА".
Как отметил вице-президент "Росгосстраха" Игорь Жук, просчитать стоимость риска терроризма очень трудно. "Как правило, в таких расчетах математики опираются на статистику. Ее нет, и не хотелось бы, чтобы таковая вообще появлялась", - сказал он.
Партнеры по несчастью
А.Долгополова отметила, что финансовая помощь страховщиков - плательщиков по полису при всей ее важности оказывается пострадавшим в катастрофах с запозданием, после сбора всех необходимых для выплатного дела документов. "В последних редакциях законопроектов, где речь идет о выплатах по смерти застрахованных лиц, в срочном порядке предусмотрены предварительные выплаты на погребение в размере 25 тыс. рублей. Так что первой приходит к пострадавшим помощь государства. Риски терактов и вообще-то считаются сферой государственной", - сказала эксперт.
А.Долгополова добавила, что даже устаревший вид страхования пассажиров на железных дорогах по президентскому указу от 1992 года, несмотря на обесценившиеся 12 тыс. рублей предельного страхового возмещения в случае смерти застрахованного пассажира, заслуживает внимательного изучения с точки зрения наработок страховщиков. Так, после трагедии на "Невском экспрессе" персонал страховщика "РЖД" - компании "ЖАСО" проявил незаурядное упорство в поиске пострадавших, в помощи составления документов на выплаты, напомнила А.Долгополова. Таким образом, представители государства, ведомств и страховщики способны работать совместно для минимизации последствий теракта.
Семьи погибших в результате терактов в московском метро получат в общей сложности по одному миллиону рублей.
Получившим тяжкий или средний вред здоровью будет выделено в общей сложности 400 тыс. рублей, получившим легкий вред - 200 тыс. рублей.
Как ранее сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, семьям погибших при теракте выделяется из резервного фонда 300 тысяч рублей и 18 тысяч на похороны, говорится в постановлении правительства, подписанном в понедельник премьер-министром РФ Владимиром Путиным.
Лицам, получившим тяжелую и среднюю степень повреждения, будет выделено 100 тысяч рублей, легкую - 50 тысяч рублей.
Д.Песков сообщил также, что в распоряжении правительства России предусматривается выделение правительству Москвы средств для выплаты единовременной материальной помощи семьям погибших (умерших) и пострадавших в результате теракта в Москве. Эти средства будут выделены из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Выделяются средства из расчета на члена семьи погибшего (умершего) - 700 тыс. рублей; тем, кто получил тяжкий вред здоровью или средней тяжести - 300 тыс. рублей, легкий - 150 тыс. рублей, сообщил журналистам Д.Песков.
Отвечая на вопрос журналистов, он сказал, что в общей сложности получается компенсация 300 тыс. рублей плюс 700 тыс. членам семьи погибших, тем, кто получил тяжкий или средний вред здоровью - 300 тыс. рублей плюс 100 тысяч, легкий - 50 тысяч плюс 150 тыс. рублей.
Семьи погибших в результате теракта с подрывом "Невского экспресса" получали по 1,1 млн рублей: по 300 тыс. рублей из федерального бюджета, еще столько же регионы выделяли им из своих бюджетов и по 500 тыс. рублей выплачивало ОАО "РЖД". Пострадавшим "РЖД" выплачивало по 200 тыс. рублей.
В понедельник в Москве сработали две бомбы в метро. Первый взрыв произошел на станции "Лубянка" в 07:57 мск утра, второй - на "Парке культуры" - в 08:37 мск утра. В результате терактов погибли около 40 человек, пострадали около 70 человек.
В результате подрыва "Невского экспресса", произошедшего 27 ноября 2009 года на железной дороге Москва - Санкт-Петербург, погибли 26 человек, пострадали более 60.