Женская доля в бизнесе

Доля женщин-руководителей в России выросла примерно на 7%. Особенно много дам среди главных бухгалтеров и директоров по персоналу. При этом в каждой шестой компании уровень вознаграждения у женщин ниже, чем у мужчин в той же должности

Женская доля в бизнесе
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 4 марта. IFX.RU - Право на труд женщины в России получили давно, однако, получить руководящую должность им по-прежнему удается реже мужчин. Впрочем, эмансипация в нашей стране медленно, но верно продолжается, и за последние 3 года доля женщин-руководителей выросла с 32% до 39%. Такие данные приводятся в ежегодном исследовании PricewaterhouseCoopers и Ассоциации менеджеров "Карьерные возможности женщин в бизнес среде".

Женская доля

По данным на 2010 год особенно высока доля женщин среди главных бухгалтеров (93%), директоров по персоналу (70%) и финансовых директоров (48%). Причем число женщин на таких должниках в последние годы только увеличивалось.

А процент женщин на таких позициях как директор по производству, генеральный директор, президент и председатель совета директоров по-прежнему чрезвычайно низок.

В настоящее время большинство работодателей (95%) заявляют, что у них не существует ограничений по приему женщин на работу. В существовании подобных ограничений признались 3% организаций, еще 2% затруднились с ответом.

При этом 79% работодателей заявляют, что у них нет различий в уровне вознаграждения у женщин и мужчин, занимающих одинаковые позиции в компании. А вот в каждой шестой компании (16%) отмечают, что уровень вознаграждения у женщин ниже, чем у мужчин.

Женская логика

Слабый пол проявляет большую лояльность к своему работодателю. Так, 37% компаний заявили, что женщины у них работают дольше мужчин. О том, что мужчины у них работают дольше, сообщили только 13% работодателей.

В 43% организаций женщины на одной и той же позиции работают дольше, чем мужчины, мужчины работают дольше только в 4%.

Как показал опрос компаний, чтобы добиться карьерного роста женщинам, в общем-то, необходимы те же качества, что и мужчинам. Прежде всего, это активность и инициативность (это качество, как и у мужчин, так и у женщин сочли важным по 99% работодателей). Однако для успеха женщинам намного больше, чем мужчинам, требуются исполнительность (95% против 76%), адаптивность (92% против 72%) и… наличие семьи (30% против 12%).

Для милых дам

В 86% организациях нет структур, защищающих интересы женщин. Такие структуры (женсоветы, профсоюзы и пр.) существуют только в 8% компаний. В ближайшие 2 года подобные структуры намерены создать в 4% организаций.

Что касается специальных программ для женщин, то наиболее популярной среди них является гибкий рабочий график (49%) и медицинская страховка для семьи и детей (30%). Возможность работать из дома один или несколько дней в неделю существует в каждой четвертой компании.

Почти пятая часть компаний предоставляет страховое покрытие по беременности и родам. Среди программ, перечисленных самими респондентами, наиболее распространены: оплата части декретного отпуска (с гарантией возврата) и предоставление путёвок в летние детские лагеря. Однако четверть опрошенных компаний не предоставляет дополнительных льгот или программ для женщин с детьми.

Что касается именно декретного отпуска, то более половины компаний практикуют дополнительные к обязательным по законодательству выплаты по беременности и родам (в 38% компаний производят единовременную выплату при рождении ребенка, в 22% - предлагают дополнительные ежемесячные выплаты).

Примечательно, что за последний год почти в два раза выросла доля женщин, которые возвращаются из декрета раньше, чем через год (25% против 13%). Более 60% сотрудниц не работают от 1 до 2 лет после рождения ребенка.

К сожалению, за прошедшие три года существенно снизилась доля компаний, в которых существуют программы адаптации/повышения квалификации женщин, вернувшихся из декретного отпуска, с 26% в 2008 году до 8% в 2010.

Стюардессы, медсестры и домохозяйки

Несмотря на то, что доля успешных в бизнесе женщин растет, мужчины по-прежнему считают более привлекательными дам, занятых на таких "женских" должностях, как стюардесса, медсестра, домохозяйка, тогда как женщины-руководители привлекают всего 4% мужчин, свидетельствует опрос рекрутингового портала SuperJob.ru.

Наиболее привлекательными мужчинам кажутся стюардессы. За них "проголосовали" 8% респондентов. Почти столько же мужчин (7%) признались, что неравнодушны к женщинам-врачам, ещё 6% назвали самыми очаровательными медицинских сестёр.

Дамы публичных профессий - актрисы, телеведущие, певицы и танцовщицы - кажутся особенно привлекательными 6% мужчин.

Еще 5% выбрали домохозяек. По мнению мужчин-консерваторов, основное женское занятие - это воспитание детей, поддержание чистоты и уюта в доме: "Главное, чтобы она занималась домом"; "Женщина, какой бы профессии она ни была, должна быть в первую очередь женщиной, хозяйкой", комментируют они.

Ещё 4% мужчин считают самыми привлекательными женщин, работающих в качестве учителей, воспитателей и нянь. Столько же мужчин (по 4%) симпатизирует женщинам-руководителям и бухгалтерам, 3% респондентов выделяют милиционеров и секретарей, ещё 2% - юристов. По мнению представителей сильного пола, женщины этих профессий - волевые, умные и серьёзные.

Женщинам других профессий, среди них - модели, спортсменки, официантки, бизнес-леди, журналистки, достались симпатии 4% российских мужчин.

Более трети опрошенных (36%) и вовсе сошлись на том, что профессия женщины не имеет значения. Уверенность в этом растёт прямо пропорционально возрасту мужчин (33% среди 20-летних и 46% среди респондентов старше 50 лет).

Новости по теме

Самые успешные женщины

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });