Воруют все!
Глава Х5 Retail Group Лев Хасис поведал, что одной из проблем торговли является воровство, причем в этом неблаговидном занятии уличены как продавцы с покупателями, так и менеджеры с поставщиками
Москва. 24 февраля. IFX.RU - Судя по всему, в торговле не ворует только ленивый. Оказывается, если посмотреть на мир глазами директора сети супермаркетов, то одной из ключевых проблем станет даже не новый закон о торговле, запрещающий брать бонусы с поставщиков, а элементарное... воровство. Причем выясняется, что воруют или пытаются что-то украсть практически все: продавцы, менеджеры, поставщики и, разумеется, покупатели.
Как сообщил главный исполнительный директор крупнейшей российской розничной компании Х5 Retail Group Лев Хасис, службы безопасности магазинов группы задерживают около 20 тыс покупателей в месяц. "Ежемесячно наша служба безопасности задерживает около 20 тыс. покупателей, которые пытаются что-то украсть. При этом тех, кто не попадается, примерно вдвое больше", - сказал Л.Хасис в интервью газете "Ведомости", опубликованном в среду.
Причем, по его словам, зачастую складываются анекдотические ситуации. "Перед Новым годом женщина на кассе потеряла сознание. Когда ей начали оказывать помощь, оказалось, что она спрятала под одежду замороженного осетра, от чего и переохладилась", - рассказал глава торговой сети.
Мало того, от покупателей пытаются не отстать и продавцы. "В среднем в месяц задерживаем около 600 человек, но это в основном сотрудники магазинов. С учетом текучки - около 3% персонала", - поделился статистикой Л.Хасис. Здесь, по его словам, иногда тоже доходит до курьезов. "Недавно продавщица была задержана при попытке вынести из магазина в нижнем белье шесть пачек сливочного масла и 18 куриных окорочков", - рассказал директор Х5 Retail Group.
Но, оказывается, от простых тружеников прилавка не отстают и менеджеры. Только ставки здесь гораздо крупнее, поскольку управленцы работают с поставщиками, готовыми предложить, мягко говоря, вознаграждение за доступ товаров на полки популярных торговых сетей. "Если говорить о менеджерах, получавших вознаграждение от наших контрагентов, - (попадается) человек десять за год", - говорит Л.Хасис.
Что касается поставщиков, то в 2009 году, по словам Л.Хасиса, поставщики попадались на попытках подкупа около 20 раз, и это при том, что каждого поставщика проверяет служба безопасности группы. "Кстати, по нашей статистике, в 80% случаев менеджеры поставщиков вымогают у своих хозяев деньги якобы на подкуп наших сотрудников, а потом эти деньги присваивают", - утверждает глава Х5 Retail Group.
По его словам, руководство группы борется с таким явлением, как подкуп менеджеров, как кнутом в виде увольнений и возбуждения уголовных дел, так и пряником в виде материальных поощрений за честность. "Мы с этим беспощадно боремся. Если есть доказательства - возбуждаем уголовные дела. Иногда юридически факт подкупа доказать невозможно, поэтому мы просто увольняем менеджеров, если есть основания считать, что человек получал комиссионные", - рассказал Л.Хасис.
С другой стороны, по его словам, с 2009 года в магазинах группы проводится эксперимент: в договорах с поставщиками стали прописывать, что за любую попытку подкупа сотрудника поставщик будет оштрафован на сумму около 3 млн руб. При этом, если наш сотрудник предварительно заявляет, что кто-то из поставщиков пытается его коррумпировать, он получает 10% от этой суммы. В 2010 году в Х5 Retail Group пошли еще дальше. "Теперь мы будем не только штрафовать поставщиков, но и премировать их, если они предоставят нам и правоохранительным органам факты вымогательства денег нашими сотрудниками. Размер премии будет таким же, как и размер штрафа", - сообщил Л.Хасис. "Я готов платить эти деньги за то, чтобы воров внутри компании не было", - добавил он.
В среднем же в торговле потери от хищений составляют до 2% от выручки, но возможность учитывать эти потери в издержках обсуждается с Минфином уже много лет, посетовал Л.Хасис.