Льготные автокредиты: продолжение следует
Программа льготного автокредитования признана эффективной и будет продолжена в этом году. Премьер-министр Владимир Путин объявил, что подписал соответствующее постановление. Поддержка автопрома в рамках этих мер обойдется бюджету в 1 млрд рублей, а граждане смогут приобрести со скидкой 100 тысяч новых отечественных автомобилей
Москва. 4 февраля. IFX.RU - Премьер-министр РФ Владимир Путин объявил о продолжении программы субсидирования правительством процентных ставок по кредитам при приобретении гражданами автомобилей, произведенных в РФ.
"Мною подписано сегодня постановление правительства о выделении еще 1 млрд рублей на погашение выпадающих доходов нашим кредитным учреждениям при субсидировании процентных ставок по кредитам в объеме двух третей ставки рефинансирования ЦБ", - заявил В.Путин на президиуме правительства РФ.
Эффективность программы, действовавшей с апреля по конца декабря 2009 года, выразилась в продаже более 70 тысяч автомобилей. По данным, приведенным министром промышленности и торговли Виктором Христенко, в 2009 году этой льготой при покупке автомобилей воспользовались 71 тыс. 631 человек и было куплено машин на сумму свыше 30 млрд рублей. В этом году, по его прогнозу, в рамках программы покупки автомобилей с субсидируемой государством процентной ставкой по кредиту будет куплено более 100 тыс. автомобилей.
В.Христенко сообщил, что условия, которые существовали в рамках этой программы в 2009 году, в полной мере продлеваются и на 2010 год, то есть будет действовать та же самая схема - при покупке автомобилей стоимостью до 600 тыс. рублей, 3 года - срок действия льготного кредита, 2/3 ставки рефинансирования ЦБ и 15% - первоначальный взнос.
В.Христенко высказал мнение, что эту программу удастся запустить быстро, так как банки, которые работали по ней в прошлом году, не останавливали свою деятельность в этой сфере. При этом он напомнил, что к концу года более 90 банков участвовали в этой программе. Сроки действия программы министр не уточнил, но можно напомнить, что глава Минпромторга в ноябре прошлого года говорил, что программа может быть продлена на первую половину 2010 года.
В.Путин согласился, что "в прошлом году программа субсидирования ставок по автокредитам только начиналась, это была новая программа, и, конечно, неизбежно это было связано с периодом раскачки. Сегодня, действительно, механизм запущен, и мы вправе рассчитывать на то, что значительно большее количество граждан воспользуется этой льготой".
Из истории вопроса. В январе 2009 года государство решило спонсировать 8% от стоимости кредита на покупку машин стоимостью до 350 тысяч рублей. Кредит предоставляется на срок до трех лет. Гражданин должен был внести предоплату за приобретаемый автомобиль в размере 30% его стоимости (до 105 тыс. рублей). Но программа, стартовавшая в апреле, пошла "со скрипом". Сказались, в частности, довольно жесткие требования к заемщикам, в том числе и 30-процентный взнос. В итоге потребовались новые меры. В июле правительство увеличило с 350 до 600 тыс. рублей предельную ценовую планку стоимости автомобилей, по которым государство субсидирует кредитную ставку. При этом первоначальный взнос за кредит был снижен с 30% до 15%.
Из федерального бюджета страны на программу в 2009 году было выделено 2 млрд рублей. И по первоначальному варианту программы планировалось продать 150 тысяч авто. Но с повышением планки льгот до 600 тысяч рублей стало ясно, что удастся продать на треть меньше, и финансирование было урезано почти в 2 раза. После внесения корректировок В.Христенко заявлял, что "до конца года мы планируем довести этот показатель до 100 тыс. машин". На эти объемы выйти не удалось, судя по приведенным данным, но может быть в 2010 году повезет.
Опыт льготного автокредитования будет стоит бюджету не малых денег. Минпромторг предлагает предусмотреть для этого при формировании федерального бюджета на 2011, 2012 и 2013 годы бюджетные ассигнования в размере 1 750 000 тыс. рублей, 1 002 000 тыс. рублей и 500 000 тыс. рублей соответственно.
А пока власти заняты перезапуском программы, лидер российского автопрома - "АвтоВАЗ" обвалил в январе этого года продажи до наихудших за последние несколько лет уровней. Всего было продано 17,3 тыс. автомобилей Lada, сообщал "Интерфаксу" директор по внешним связям ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Буренков.
"Рыночные показатели января обусловлены отложенным спросом потребителей, которые ждут возобновления программы государственного субсидирования процентных ставок и начала действия государственной программы утилизации автомобилей", - считал И.Буренков.
Может быть программа опять окажется эффективной и продажи начнут расти. По оценкам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, рост продаж легковых автомобилей в России уже в 2010 году составит 5% - до 1,47 млн машин. А собственно восстановление рынка начнется во второй половине 2010 года.
/IFX.RU/