"Росавиа": с небес на землю
Власти решили отдать "Аэрофлоту" авиаактивы госкорпорации "Ростехнологии" и закрыли вопрос с выбором базы для создания холдинга. Но есть вопросы по тендеру "Росавиа" на закупки воздушных судов и будущему этой компании
Москва. 3 февраля. IFX.RU - Решение премьера РФ Владимира Путина о передаче активов "Росавиа" "Аэрофлоту" означает финиш эпопеи под названием "авиакомпания "Ростехнологий". И этот факт сам по себе вряд ли стал сенсацией для экспертов авиационной отрасли. Уже озвученное в конце прошлого года предложение Минтранса передать активы "Росавиа" "Аэрофлоту" фактически ставило крест на проекте, который в свое время преподносился как конкурент ведущему российскому авиаперевозчику. И даже звучный ответный выпад "Ростехнологий", договорившихся о создании управляющей компании с "Сибирью", ситуацию исправить не смог.
Располагая разношерстным подбором активов, лучший из который - ГТК "Россия" - отягощен долгом в 6 млрд рублей и назойливым вниманием администрации Санкт-Петербурга, "Росавиа" приковала к себе внимание правительства, менее всего желающего повторения коллапса "ЭйрЮнион" в 2008 году. "ЭйрЮнион", к слову, в свое время рассматривался как база для формирования "Росавиа". В итоге амбициозные планы руководства "Ростехнологий", реализация которых постоянно откладывалась, пришлось свернуть ради, по словам В.Путина создания надежных с точки зрения интересов пассажиров и самодостаточных в экономическом смысле конкурентоспособных авиаперевозчиков.
Но на смену амбициям "Ростехнологий" пришли амбиции "Аэрофлота". Чем как не амбициями можно объяснить тот факт, что "Аэрофлот", который в прошлом году проводил масштабную спецоперацию по выходу из своих "дочек", сейчас активно приветствует передачу авиаактивов "Ростехнологий", называя решение премьера направленным на "оздоровление и консолидацию отрасли".
Наиболее интересным в сложившейся ситуации представляется судьба тендера на поставку самолетов, объявленного "Росавиа" в августе прошлого года, а также размер будущего пакета "Ростехнологий" в "Аэрофлоте".
Тендер "завис"
Тендер "Росавиа" на закупки воздушных судов, в котором участвуют Boeing, Airbus и российская ОАК, находится под большим вопросом и, вероятно, будет отменен, сообщили во вторник источники "Интерфакса" в авиационной отрасли. Один из них отметил, что тендер объявляли "Ростехнологии", и теперь госкорпорация либо отменит его, либо будет дорабатывать вопрос закупки авиатехники с "Аэрофлотом". Между тем, с тендером связаны контракты на поставку Boeing и Airbus титана компанией "ВСМПО-Ависма", контролируемой "Ростехнологиями".
"Тендер не очень ложится на программу (обновления парка) "Аэрофлота". Теоретически, конечно, он мог быть интересен, но объем слишком большой", - считает источник.
Конкурс, объявленный в августе этого года, предполагает поставки "Росавиа" 50 новых узкофюзеляжных самолетов (плюс 15 в опционе) на общую сумму около $2,5 млрд. Итоги "Ростехнологии" хотели подвести 20 декабря прошлого года, но потом перенесли на весну 2010 года.
В самой "Росавиа" пока не подтверждают отмену тендера. "Об отмене пока не объявляли", - сказал представитель компании. Не получали официального отказа и в "Объединенной авиастроительной корпорации", сообщил представитель ОАК Константин Лантратов. Однако в ОАК понимают, что тендер под вопросом, добавил он. ОАК, кстати, теряет не только потенциальный шанс продать "Росавиа" 50 машин - в мае прошлого года "Росавиа" и ОАК подписали соглашение о намерениях по поставке более 160 российских самолетов. Поставки предполагалось начать уже в 2010 году (Ан-148 либо Sukhoi SuperJet-100, с 2011 года - 14 Ту-204).
Источник, близкий к "Ростехнологиям", пока опровергает отмену тендера. "Условия тендера будут соблюдаться, результаты будут объявлены не позднее конца I квартала", - сказал он, отметив, что "все договоренности с иностранными и российскими производителями в силе".
Между тем, глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак не сомневается в отмене тендера. "Очевидно, что "Росавиа" его проводить не будет. Потому что вроде бы "Росавиа" распускается, нет компании - нет вопросов", - сказал он.
При этом задача модернизации разнородного парка "Росавиа" (насчитывает около 15 различных типов самолетов), будет стоять перед любым управленцем, который будет заниматься этими авиакомпаниями.
Говоря о том, как будут развиваться эти компания, попав под крыло "Аэрофлота", Б.Рыбак заметил, что есть 2 сценария: "Если "Аэрофлот" их собирается поглотить, то они должны будут включиться в план модернизации "Аэрофлота". Если же "Аэрофлот" пойдет по пути создания дочерних и зависимых обществ, как произошло с "Аэрофлот-Норд" и "Аэрофлот-Дон", 100%-ными "дочками" "Аэрофлота", тогда этим авиакомпаниям придется модернизировать парк своими усилиям".
"Аэрофлот", в случае необходимости, решит задачу обновления парка своих новых "дочек", не прибегая к тендеру, добавил Б.Рыбак. "Аэрофлот" всегда может реализовать право на опционы, которые предусмотрены в каждом контракте, и докупить необходимые ему самолеты.
Санкции за отказ от покупки самолетов "Росавиа" не грозят - до каких-либо договоренностей с авиапроизводителями дело не дошло.
Реванш на Дальнем Востоке
В свое время "Ростехнологии" благодаря могучему административному ресурсу своего главы Сергея Чемезова одержали над "Аэрофлотом" две серьезные победы - добились отмены роялти за транссибирские маршруты и передачи "Росавиа" дальневосточных авиакомпаний. "Аэрофлот" смирился с грядущей потерей роялти, признал эти платежи рудиментом, но на Дальнем Востоке теперь имеет полный карт-бланш.
Решение В.Путина позволит "Аэрофлоту" реанимировать идею создания дальневосточной "дочки", основу которой должны были составить "Владивосток Авиа" ("Ростехнологиям" также принадлежат "Сахалинские авиатрассы") вместе с обанкротившейся "Дальавиа", в январе 2009 года указом президента РФ переданные "Ростехнологиям". На сегодня для "Аэрофлота" именно две дальневосточные авиакомпании "Ростехнологий" являются наиболее интересными, считает аналитик "Тройки Диалог" Кирилл Казанли.
От других компаний "Аэрофлот" может вообще в итоге отказаться, считает он. "После анализа "Аэрофлотом" активов "Росавиа" он может прийти к выводу, что некоторые компании не имеет смысла покупать, например, из-за дублирующихся маршрутов", - сказал аналитик. В частности, наименее привлекательны "Саратовские авиалинии" и "Кавминводыавиа", оперирующие устаревшим флотом.
"Если в некоторых активах "Аэрофлот" не будет заинтересован, то, возможно, они будут предложены другим авиакомпаниям, включая "Сибирь", - отметил К.Казанли.
Пакет "Ростехнологий в "Аэрофлоте"
Летом прошлого года "Ростехнологии" оценивали активы, вносимые в "Росавиа", в 17-20 млрд рублей, однако эта оценка учитывала и "Атлант-Союз", принадлежащий правительству Москвы. Какова стоимость шести авиакомпаний "Ростехнологий", сейчас достоверно определить очень сложно, отмечает К.Казанли. "Неизвестно, какова стоимость и на каких условиях активы перейдут "Аэрофлоту". Под управлением "Ростехнологий" работа по адекватной их оценке либо не была проделана, либо же итоги ее не были раскрыты, - сказал он - По активам вообще очень много вопросов, у "Кавминводыавиа" очень старый парк, ГТК "Россия" обременена большим долгом".
По его оценке, консолидация "Аэрофлотом" активов "Росавиа", с учетом акционирования ФГУПов в течение 2010 года, может занять минимум год - два.
Б.Рыбак считает, что размер пакета "Ростехнологий" в "Аэрофлоте" - "это политическое решение, сколько посчитают целесообразным отдать, столько и отдадут". Он отметил, что компании "Росавиа" не имеют оценки и получить их рыночную оценку в принципе невозможно. При этом "сам "Аэрофлот" недооценен, его капитализация резко уменьшилась, но экономические параметры не сильно изменились, а про "Росавиа" вообще ничего сказать невозможно".
Строго говоря, именно размер участия в крупнейшем российском перевозчике может стать для главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова полигоном для своего, репутационного, реванша. Другой вопрос, зачем "Ростехнологиям" доля в "Аэрофлоте"? Но никто и не говорил, что все проекты госкорпорации находились в категории бизнес-логики.