2009: В обход - на Запад, вперед - на Восток!

Уходящий год стал для нефтяного рынка годом завершения одного проекта по диверсификации поставок "черного золота" на внешние рынки и началом нового

2009: В обход - на Запад, вперед - на Восток!
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 31 декабря. INTERFAX.RU - Россия в этом году начала один и завершила другой проект по диверсификации поставок нефти на внешние рынки. Первый связан с западным направлением, второй - с восточным. И еще раз убедилась сама и убедила других, что экспортировать нефть все же выгоднее, чем нефтепродукты.

Ответ оппонентам

Обостряющаяся с каждым годом угроза транзитных рисков привела к тому, что в июне Россия приступила к строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая позволит экспортировать нефть в Европу в обход Белоруссии, если с последней возникнут какие-либо проблемы.

Проект строительства нового трубопровода Унеча-Приморск (БТС-2) возник во время нефтяного конфликта России и Белоруссии в начале января 2007 года. Так, Россия 4 дня не поставляла нефть в Европу по нефтепроводу "Дружба" из-за отказа Белоруссии пропускать транзитные потоки без уплаты российской стороной пошлины за транзит сырья по белорусской территории. Первоначально было предложено строительство БТС-2 с двумя конечными точками в Приморске (окончание БТС-1) и Усть-Луге, однако позднее был выбран второй вариант.

По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, БТС-2 является элементом принятой правительством политики диверсификации и развития транспортной инфраструктуры, направленной на укрепление энергобезопасности страны. Он отметил, что старт БТС-2 приходится на непростую ситуацию в мире, и реализация этого проекта "будет ответом на все кризисы и на действия оппонентов".

По словам президента "Транснефти" Николая Токарева, загрузка новой системы, в частности, может быть обеспечена за счет аккумулирования нефти с других направлений в объеме 30 млн тонн. В частности, он напомнил, что в настоящее время через Одессу Россия переваливает 4 млн тонн в год, через порт Южный (Украина) - 10 млн тонн, через Гданьск (Польша) - 5 млн, кроме того порт в Приморске (Ленинградская область) перегружен на 6-7 млн тонн. И.Сечин также пояснил, что проект БТС-2 снимет часть рисков при реализации Украиной планов по проекту Одесса-Броды, которые могут нанести прямой ущерб российским нефтяным компаниям из-за закрытия южной ветки нефтепровода "Дружба", а впоследствии и северной ветки.

Строительство нефтепровода протяженностью около 1170 км будет осуществляться в два этапа. На первом этапе планируется сооружение первого пускового комплекса с пропускной мощностью до 30 млн тонн. Ввод в эксплуатацию запланирован в сентябре 2012 года. На втором этапе будет осуществлено строительство второго пускового комплекса с доведением пропускной способности нефтепровода до 50 млн тонн в год. Предполагается ответвление на Киришский НПЗ протяженностью 172 км. Вторую очередь планируется ввести в декабре 2013 года.

Однако уже через месяц после начала проекта зашел разговор об ускорении строительства системы, и, наверное, небезосновательно. В декабре Россия предупредила Европейский союз о возможной остановке прокачки нефти в направлении Словакии, Венгрии и Чехии из-за нерешенных вопросов с Украиной по поводу транзита. Кроме того, до сих пор не подписаны соглашения с Белоруссией о временных поставках нефти в 2010 году.

Сначала деньги, потом нефть

В феврале Россия и Китай подписали документы об организации долгосрочных поставок российской нефти в КНР и строительстве ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) в Китай для обеспечения этих поставок. В обмен российские компании "Роснефть" и "Транснефть" получили возможность привлечь китайские кредиты в размере $15 млрд и $10 млрд, соответственно.

К концу года компании выбрали более половины средств, а "Транснефть" завершила на территории РФ строительство линейной части отвода от ВСТО Китай. Протяженность отвода трубопровода на территории России составляет 67 км. Мощность отвода достигает 15 млн тонн в год, что позволит России в течение 20 лет поставить в Китай около 300 млн тонн нефти. От российско-китайской границы до Дацина протяженность нефтепровода составит 960 км.

Поставки нефти в Китай начнутся с 1 января 2011 года. Цена поставок будет рассчитываться ежемесячно на рыночных условиях с использованием котировок российской нефти в порту Козьмино и при условии равенства качественных характеристик нефти, отгружаемой в Китай и в данный порт.

Нужно еще работать и работать

Почти перед новым годом, 28 декабря Россия ввела в эксплуатацию новый нефтеэкспортный маршрут на Восток - нефтепроводную систему Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). На следующий день от конечной точки системы - нефтепорта Козьмино первый танкер с нефтью "ВСТО" отправился в Гонконг.

ВСТО, задуманная одной частной компанией и реализованная госкомпанией "Транснефть", призвана диверсифицировать поставки российской нефти и открыть для страны новый перспективный рынок сбыта - рынок АТР, потребности которого в нефти непрерывно возрастают, а также освоить ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока. По словам премьер-министра РФ Владимира Путина, который и дал старт проекту, Россия в настоящее время занимает на рынке АТР всего лишь 5-6% по поставкам нефти, в то время как арабские страны 69%. "Нужно еще работать и работать", - сказал он.

Протяженность линейной части 2694 км, мощность - 30 млн тонн нефти в год. От Сковородино (Амурская область) нефть железнодорожными составами будет направляться к Тихому океану. Из общего объема нефти 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению.

Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals - она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого, было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

На втором этапе проекта, к которому "Транснефть" приступает в начале 2010 года, предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино-побережье Тихого океана и увеличение мощности морского терминала. В.Путин уверен, что ресурсы для загрузки мощностей трубопровода будут, и прокачка увеличится сначала до 50 млн тонн в год, а потом до 80 млн тонн. "Сейчас нефтяные компании в очередь стоят в трубу, началась активная добыча", - констатировал он.

При этом В.Путин признал, что экспорт нефти в настоящее время выгоднее, чем нефтепродуктов, поэтому проекты новых нефтеперерабатывающих заводов требуют дополнительной проработки. "Это искаженные реалии экономики", - считает премьер. "Требуется анализ и предварительная оценка - что строить, где строить и кому продавать", - сказал он. Только после этого анализа можно принимать решение о строительстве новых заводов. Так что целесообразность строительства НК "Роснефть" Приморского НПЗ на побережье Тихого океана оказалась под вопросом.

Долгожданная победа

Еще одной яркой строкой уходящего года стала победа российских компаний в лицензионном раунде в Ираке, благодаря чему они получили доступ к огромным нефтяным ресурсам.

Больше 10 лет российская нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" пытается приступить в Ираке к разработке одного из крупнейших нефтяных месторождений - Западная Курна-2. Основным сдерживающим фактором всегда являлась политическая ситуация в стране. В числе победителей также оказалась "Газпром нефть".

Консорциум в составе российских "ЛУКОЙЛа" (68,5%), "Зарубежнефти" (3,25%), "Машинимпорта" (3,25%) и министерство нефти и газа Ирака (25%) в 1997 году во время правления Саддама Хусейна заключили контракт на разработку второй фазы месторождения Западная Курна на условиях соглашения о разделе продукции (СРП)

Месторождение Западная Курна-2 считается одним из крупнейших в мире, его извлекаемые запасы оцениваются в около 12,9 млрд баррелей нефти. Срок действия СРП был установлен до 2020 года. Однако действовавший режим санкций в отношении Ирака после войны в Персидском заливе не позволял российским компаниям реализовывать нефтяные проекты в стране. Поэтому в конце 2002 года иракская сторона заявила, что соглашение о разработке Западной Курны-2 расторгнуто по причине невыполнения "ЛУКОЙЛом" условий контракта. Но российская компания продолжала считать контракт действовавшим и говорила о намерении провести переговоры с новым руководством Ирака о возобновлении реализации этого проекта. В случае успешных переговоров "ЛУКОЙЛ" планировал отдать 17,5% из своей доли в проекте американской ConocoPhillips, которая является одним из крупных акционеров "ЛУКОЙЛа".

Между тем новое иракское правительство аннулировало все контракты, заключенные прежним режимом, и выставило около 20 нефтегазовых месторождений на аукционы.

Полной неожиданностью для всех стало участие "ЛУКОЙЛа" в этом тендере совместно со Statoil, однако именно этот консорциум стал победителем в тендере по Западной Курне-2. Срок контракта, который был парафирован 29 декабря, 20 лет с правом пролонгации на 5 лет. Парафированный контракт направлен на ратификацию в кабинет министров Ирака. "ЛУКОЙЛу" в проекте будет принадлежать 56,25%, Statoil - 18,75%, иракской госкомпании North Oil Company - 25%.

Остается только надеяться, что приближающиеся выборы правительства в Ираке не повернут все вспять, и компаниям не придется начинать все сначала, ведь Восток - дело тонкое.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });