Закон о торговле - все не так страшно
В пятницу Госдума наконец приняла закон о торговле в третьем последнем чтении. Ритейлеры неоднократно высказывали опасения, что новый документ окажет страшное влияние на рынок розницы: приведет к росту цен и сужению ассортимента товаров. Однако аналитики полагают, что страхи игроков рынка преувеличены
Москва. 18 декабря. IFX.RU - Влияние закона о торговле на развитие российского розничного рынка окажется не так велико, как говорят ритейлеры, полагают аналитики банков и инвесткомпаний. Они считают, что громкие заявления о росте цен, сужении ассортимента и торможении в развитии лишены почвы - новый закон будет стимулировать ритейлеров к региональной экспансии и упорядочит взаимоотношения с поставщиками.
Как сообщалось, Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем, окончательном чтении закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Документ вступит в силу с 1 февраля 2010 года.
Ритейлерам закон не понравился. "Совершенно ясно, что сам по себе закон дает преференции поставщикам, а для торговых сетей создает условия для роста издержек", - заявил "Интерфаксу" исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. По его мнению, закон создает риск сужения ассортимента и роста цен и лишает сети и их поставщиков инструментов для работы друг с другом.
Однако аналитики сочли, что опасения ритейлеров преувеличены. По мнению, аналитика UniCredit Securities Наталии Смирновой, часть положений итоговой версии закона более благоприятны для развития розничных сетей, чем положения, присутствовавшие в проекте закона. В частности, определение торговой сети в финальной редакции с подачи администрации президента называет сетью совокупность двух и более объектов, находящихся под общим управлением или общим коммерческим названием.
"Это предполагает, что сети, принадлежащие одному и тому же собственнику, но работающие под различными брендами как, например, "Пятерочка" и "Перекресток", которыми владеет Х5, могут, согласно закону "О розничной торговле", считаться разными сетями", - отмечает аналитик ФК "Открытие" Виктор Дима.
Закон вводит ограничения для отсрочки по оплате поставщикам в зависимости от категории продуктов: 10 дней - для продуктов с десятидневным сроком годности, 30 дней - для продуктов с 30-дневным сроком и 45 дней - для всех остальных продуктов, включая произведенную в России алкогольную продукцию.
Ограничение сроков оплаты по различным группам товаров не окажет заметного влияния на рынок - крупные ритейлеры и так платят в границах установленных сроков, отмечают в "Ренессанс Капитале". Кроме того, продолжает эксперт UniCredit, снято требование к ритейлерам рассчитываться в течение десяти дней с поставщиками замороженной говядины, свинины и курицы.
Согласно закону, ритейлерам запрещается включать в договор поставок любые вознаграждения от поставщиков кроме объемной скидки в размере максимум 10% от закупочной цены товара.
Впрочем, эксперты "Ренессанс Капитала" отмечают, что пока сохраняется дефицит современных торговых форматов, поставщики найдут способ оплатить попадание на полки, а ритейлеры - принять плату.
"Что касается нормы о бонусах, то мы не склонны драматизировать ситуацию, так как ритейлеры могут договориться с поставщиками о снижении закупочной цены. Кроме того, закон не запрещает заключать договор об оказании маркетинговых услуг", - считает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова.
По мнению С.Мухамеджановой, единственное опасение вызывает антимонопольная статья, которая может стать сдерживающим фактором развития торговых сетей в России. Антимонопольная поправка, запрещающая рост сетей в регионах, где они заняли свыше 25% розничного рынка, начинает действовать с 1 февраля в субъектах Федерации, а с 1 июля - в муниципальных районах и городских округах.
По мнению Н.Смирновой, отсрочка с введением этой нормы на муниципальном уровне может свидетельствовать о неготовности государства оценивать рыночную долю ритейлеров на таком уровне.
Как ранее заявляла ФАС, создание статистической системы для оценки объемов розничного рынка на уровне районов и городов может потребовать 2-3 года. Поэтому, полагают аналитики, применение антимонопольной нормы на муниципальном уровне может быть перенесено с июля 2010 года на более поздний срок.
Тем не менее, считают в UniCredirt, в первой половине 2010 года такие крупные ритейлеры, как "Магнит" и Х5, будут проводить агрессивную экспансию для того, чтобы открыть как можно больше магазинов до вступления антимонопольной статьи в силу на районном уровне. Также они могут увеличить активность в сфере слияний и поглощений.
"Ритейлеры использовали свой административный ресурс, чтобы текст закона был принят в более либеральной редакции. Им это не удалось, поскольку закон ограничивает их экспансию в текущих местах присутствия, побуждая к выходу в новые регионы, что может сделать ее более дорогостоящей и менее прибыльной, но мы полагаем, что последствия в краткосрочной перспективе будут весьма незначительными", - пишет Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала".
"В краткосрочном плане наиболее заметное влияние на финансовые показатели ритейлеров могут оказать, на наш взгляд, ограничения в отношении "условий погашения кредиторской задолженности" и бонусов, в то время как географическое ограничение доли рынка будет иметь долгосрочный эффект", - считает В.Дима из ФК "Открытие".
"Первоначальная реакция рынка на принятие закона будет негативной. Однако поскольку последняя редакция закона не принесла негативных сюрпризов по сравнению с проектом, мы верим, что эффект влияния закона на рынок заметно переоценен. Крупные ритейлеры X5, "Магнит" и "Дикси" смогут продолжить региональную экспансию, поскольку проникновение современных форматов торговли на российском розничном рынке продолжает оставаться крайне низким (не более 35%)", - считает аналитик UniCredit Н.Смирнова.
Реакция рынка представляется чрезмерной и аналитикам "Ренессанс Капитала". Они отмечают, что на новости о принятии закона во втором чтении котировки X5 Retail Group снизились на 6%, а "Магнита "- на 4,5%.
/IFX.RU/