Зарплатная вертикаль власти
Региональным боссам, а также чиновникам всех рангов и мастей, придется умерить свои зарплатные амбиции. Правительство РФ решило побеспокоиться об экономии бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов и взять на себя труд установить правильную систему оплаты труда: чтобы чиновники более низкого ранга не могли получать больше босса
Москва. 4 декабря. IFX.RU - Экономические успехи большинства российских регионов весьма сомнительны. Но это не мешает региональным чиновникам назначать себе завышенные по сравнению с реалиями зарплаты. Причем скромностью не страдают не только власти субъектов Федерации, оценивающие порой свои трудовые подвиги выше, чем оценивается труд президента, премьера и министров федерального правительства. Подобная "разбалансированность" оплаты труда прослеживается по всей вертикали власти. "Причесать" уровень зарплат в зависимости от места на властной лестнице намерено правительство РФ.
Правительство РФ намерено с 1 января 2010 года ограничить опережающий рост зарплат региональных госслужащих, получив право устанавливать предельные размеры оплаты труда руководителей исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ.
Это предусматривает опубликованный на сайте Минфина РФ проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений".
Согласно законопроекту, предлагается наделить федеральное правительство полномочиями устанавливать порядок определения предельного размера оплаты труда высших должностных лиц субъектов РФ. При этом предполагается установить, что размер оплаты труда других работников органов госвласти и госучреждений не может превышать зарплату руководителя региона.
В настоящее время органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов госвласти субъекта РФ, а также других госучреждений и муниципальных учреждений (таких, как органы государственного финансового контроля, избирательные комиссии, учреждения по обслуживанию административных комплексов и транспортному обслуживанию госорганов).
Это позволяет таким учреждениям устанавливать своим сотрудникам заработную плату, превышающую заработную плату работников органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления, что не отвечает принципам эффективного управления расходами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Аналогичный подход предполагается реализовать по отношению к формированию расходов местных бюджетов на содержание работников органов местного самоуправления, наделив через внесение поправок в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" высшие исполнительные органы власти субъектов РФ полномочием определять предельный размер оплаты труда глав местных администраций.
Размер оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений будет органичен размером оплаты труда главы местной администрации.
Действующим законодательством установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", направленных на ограничение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере установления размеров должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта РФ рамками законодательства РФ.
Сейчас размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с региональным нормативным правовым актом.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается значительная дифференциация среднемесячной начисленной заработной платы высших должностных лиц субъектов РФ. В первом полугодии 2009 года ее размер варьировался в пределах от 55,5 тыс. рублей до 352,5 тыс. рублей (без учета установленных в районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока).
Между тем среднемесячная оплата труда президента РФ составляет в настоящее время 244 тыс. рублей, председателя правительства РФ - 204 тыс. рублей, федерального министра - 164 тыс. рублей.
Таким образом, отмечается в записке, результаты анализа свидетельствуют о завышении оплаты труда высших должностных лиц субъектов РФ, отсутствии взаимосвязи размера их заработной платы с результатами их деятельности и финансовыми возможностями региональных бюджетов и неэффективности управления бюджетными расходами в части расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ.
Недостаточной оказалась и действенность механизма ограничения расходов органов государственной власти субъектов РФ через установление нормативов в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в собственных доходах регионального бюджета.
Об этом свидетельствует то, что величина среднемесячной оплаты труда высших должностных лиц субъектов РФ среди субъектов РФ, в отношении которых установлены указанные нормативы, составляет от 55,5 тыс. рублей до 251,4 тыс. рублей.
Авторы законопроекта надеются, что его принятие сформирует единые принципы формирования расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на оплату труда работников органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.
Вместе с тем новый порядок призван способствовать оптимизации расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на содержание органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.