Налог Тобина vs "горячие" деньги – за кого голосует Россия?

Приток спекулятивного капитала беспокоит ЦБ РФ. Но центробанк не собирается без широких дискуссий с экспертным и бизнес-сообществом вводить меры регулирования трансграничных операций. В сообществах мнения разделились: одни ратуют за введение таких ограничений, другие предлагают не распугивать инвесторов

Налог Тобина vs "горячие" деньги – за кого голосует Россия?
Photos.com/Russian look

Москва. 23 ноября. IFX.RU - Эксперты, опрошенные агентством "Интерфакс-АФИ", неоднозначно оценивают перспективу введения мер регулирования трансграничных операций для ограничения движения спекулятивного капитала. Одни считают, что это малоэффективно и подорвет доверие инвесторов к политике Центрального банка и правительства РФ, а это в дальнейшем может сказаться на притоке долгосрочного капитала, другие, напротив, убеждены, что введение мер, которые позволят ограничить в страну приток "горячих" денег, было бы полезным.

Опыт Бразилии и "мягкие меры" регулирования

В минувшей четверг первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев, говоря о возможном введении мер, которые могут ограничить приток краткосрочного капитала в Россию, заявил о готовности обсуждать с экспертным сообществом и бизнесом введение мер регулирования трансграничных операций.

"Может быть, разработка неких гипотетических пока мер регулирования в целом трансграничных операций, в частности, то, что называется налогом Тобина, то, что бразильцы восстановили некоторое время назад по операциям, связанным с (инструментами) fixed income, и операциям на внутреннем валютном рынке", - сказал А.Улюкаев, отметив, что это не предложение и не план, а тема для дискуссии.

"Сначала должна быть проведена большая дискуссия в бизнесе, в экспертной среде, прежде чем такие меры вводить, потому что меры неоднозначно трактуемы", - сказал он.

Американский экономист Джеймс Тобин в начале 1970-х годов предложил ввести налог на операции с иностранными валютами в размере 0,1-0,25%. По его мнению, это привело бы к снижению валютных спекуляций. Собранные средства Д.Тобин предлагал распределять между Международным валютным фондом и национальными банками для помощи развивающимся странам. Налог так и не был введен, но идея вновь обрела актуальность с началом мирового финансового кризиса.

Бразилия недавно ввела двухпроцентный налог на операции по покупке облигаций с фиксированной доходностью или акций, номинированных в реалах.

О проблеме быстрого притока краткосрочного иностранного капитала на прошлой неделе говорил и глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев. Он заявил, что выступает против возобновления валютного регулирования, однако, правительство и ЦБ думают о введении "мягких" мер, способных притормозить движение спекулятивного капитала.

Речь идет о механизмах, которые уже применялись раньше, и их можно возобновить - дифференциация для банков нормативов обязательных резервов по иностранным заимствованиям и обязательствам перед российскими кредиторами, введение ограничений ЦБ по наращиванию банками открытой валютной позиции.

Дестимулировать приток "горячих" денег может изменение механизма начисления налога на прибыль и включение в себестоимость только процентных платежей по иностранным заимствованиям в пределах 3% (в настоящее время - 15%), а также введение мониторинга за иностранными заимствованиями компаний и банков. Особенно это касается компаний с госучастием, которые имеют высокие рейтинги, что позволяет им привлекать большие ресурсы.

По мнению А.Улюкаева, меры регулирования притока капитала должны применяться в отношении не только банков, но и компаний. "Нет смысла просто регулировать привлечение капитала через банк, если вы не можете контролировать привлечение капитала через других агентов рынка, иначе возникает очень серьезное искажение, нетранспарентность среды и т.д.", - сказал первый замглавы ЦБ РФ.

Он также отметил, что снижение процентных ставок Банком России и переход к свободному курсообразованию будут также создавать меньшую мотивацию для притока краткосрочного капитала в РФ.

"Приближение к свободному плаванию курса рубля означает меньшую мотивацию для операций carry trade, следовательно, меньшую мотивацию, чтобы движение краткосрочного капитала было стремительным, хаотичным и создавало бы то большие минусы, то большие плюсы в платежном балансе, соответственно, то изъятие, то предоставление ликвидности", - отметил первый зампред Банка России.

Он подчеркнул, что никаких сроков для введения мер по ограничению притока краткосрочных ресурсов нет. В настоящее время ситуация с заимствованиями российских банков и нефинансовых компаний достаточно спокойная, но возможна быстрая динамика в "близкое" время. Если динамика притока капитала будет излишне бурной и будет создавать дополнительные риски, то у ЦБ есть инструменты воздействия на этот процесс.

Налог Тобина малоэффективен, но мягкие меры нужны

По мнению директора Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА) Сергея Моисеева, сейчас проблема России в том, что на рубль оказывается избыточное давление, которое связано преимущественно с краткосрочным притоком капитала в страну. Из-за этого притока в последние месяцы наблюдается бум на фондовом рынке, хотя экономика находится в состоянии рецессии. Такие притоки капитала имеют негативные последствия в плане избыточного укрепления рубля, более низких темпов экономического роста, а также быстрого роста денежного предложения, что несет в себе угрозу увеличения инфляции.

Он считает, что поскольку Россия заявляет о переходе на свободное конвертирование национальной валюты, то никакие меры контроля не могут быть использованы. Тем не менее, применение косвенных мер было бы целесообразным, полагает эксперт.

В частности, С.Моисеев считает необходимым установить специальный режим обязательного резервирования для банков: ввести повышенные нормы резервов по обязательствам перед нерезидентами, и чем короче эти обязательства, тем выше должны быть нормы резервирования. Таким образом, с помощью косвенного налогообложения можно препятствовать тому, чтобы банки наращивали краткосрочный избыточный иностранный капитал.

С.Моисеев согласен с А.Улюкаевым в том, что регулирование движения капитала должно быть не только через банки, но и через корпорации. По его мнению, для корпораций должно быть введено налогообложение внешних займов.

"Все займы перед нерезидентами должны облагаться регрессивным налогом - чем больше срок заимствования, тем меньше ставка налога", - сказал он, отметив, что нужно уставить налог на займы со сроком до 5 лет в размере от 15% до 3% от суммы долга. Заимствования со сроком более 5 лет не должны облагаться таким налогом. При этом он отмечает, что сделки, связанные с торговым финансированием, должны быть освобождены от налогообложения.

"Это должно ограничить приток коротких денег в страну, которые способны разбалансировать валютный рынок в течение короткого времени. При этом нормы обязательных резервов для банков и налогообложение для корпораций должны быть унифицированы, чтобы не было возможности арбитража и все находились в равных условиях", - сказал С.Моисеев.

По его словам, введенная в Бразилии ставка налога в размере 2% - слишком маленькая, чтобы значимо повлиять на финансовый рынок, поэтому нормы резервирования и налогообложения должны быть более существенными.

"Также было бы неплохо, если бы облагались налогом вложения в акции, потому что мы также опасаемся возникновения мыльного пузыря", - отметил он. Это налогообложение должно быть привязано к срокам, в качестве предложения эксперт называет величину 20% от разницы между ценой покупки и продажи акций, если сделки произошли с интервалом менее года.

По мнению ректора Финансовой академии Михаила Эскиндарова, введение налогообложения трансграничных операций малоэффективно при той волатильности, которая присуща российскому рынку, и тех доходностях, которые могут получить инвесторы.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич говорит, что пока не существует большого международного опыта использования налога Тобина, поэтому если и вводить какие-то ограничения, то те, которые Россия раньше использовала. Например, восстановить механизм резервирования по трансграничным операциям, который перестал использоваться одновременно с отменой валютного регулирования в середине 2006 года. Этот механизм можно настроить таким образом, чтобы он был направлен на регулирование притока краткосрочного капитала, который и создает проблемы в экономике, при этом почти не затрагивая долгосрочный.

Е.Гурвич считает, что пока вопрос каких-либо ограничений для России не актуален. Но тем не менее, он напоминает предсказания многих экономистов о том, что как только мировая экономика начнет выходить из кризиса, развивающиеся рынки, к которым относится и Россия, восстановятся раньше остальных, в них будет перетекать капитал из развитых стран.

"В этом случае ЦБ будет рассматривать меры, чтобы ограничить такой приток, поскольку он будет оказывать давление на курс рубля и создавать потенциальную угрозу волатильности", - считает эксперт.

Тупиковый путь

Приток спекулятивного капитала в будущем вероятен, потому что Россия остается одним из главных магнитов для него, говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Он отмечает, что многие другие развивающиеся страны используют разного рода инструменты ограничения движения капитала, что создает еще большую опасность притока ликвидности в Россию.

Аналитик компании "Ренессанс Капитал" Алексей Моисеев считает, что введение налога Тобина - это тупиковый путь, поскольку люди все равно будут искать пути его обхода.

"Будет меньше прозрачности и меньше ликвидности", - говорит он.

"Российские власти всегда гордились тем, что они не поддаются панике и готовы принимать спекулятивный капитал, даже если его очень много. Я думаю, что заявление Улюкаева следует интерпретировать как мягкий отрицательный ответ - он значит, что мы не будем делать этого (вводить ограничения движения капитала)", - считает С.Гуриев.

Он полагает, что нет ничего страшного в том, что цены на российские активы вновь пойдут вверх из-за спекулятивного капитала, нужно только правильно объяснять это людям.

"Если людям будут говорить правду о том, что это, скорее всего, приток спекулятивного капитала, то все будут отдавать себе отчет, что этот рост цен не навсегда", - сказал С.Гуриев.

Аналитик "ВТБ Капитал" Иван Инванченко также считает, что введение каких-либо ограничений малоэффективно, об этом говорит пример Бразилии, где приток короткой ликвидности по-прежнему остается на таком уровне, который способен существенно повлиять на экономику.

"Я бы предлагал на пути такого капитала ставить достаточно адекватную монетарную политику. У Центробанка существуют инструменты для того, чтобы обескураживать эту игру, не вводя капитальный контроль, - это снижение ставок и, если надо, умышленное ослабление рубля", - сказал И.Иванченко, отметив, что при этом ЦБ следует говорить о возможности укрепления или ослабления курса, но действовать без предупреждений.

"Мягкие" меры, как вы это ни назовете, все равно это регулирование, контроль капитала и ограничения его движения", - сказал И.Иванченко.

Он считает, что было бы непоследовательно вводить какие-либо ограничения при том, что Центральный банк и монетарные власти заявляют о свободе движения капитала и о том, что Россия не намерена возвращаться к валютному регулированию. Это было бы воспринято инвесторами как смена правил игры, что впоследствии скажется и на долгосрочном капитале - инвесторы будут закладывать такой риск в свои решения.

"Я думаю, что для Центробанка доверие - это самая главная вещь. Мы его выстраиваем годами, убить его можно одним словом", - подчеркнул И.Иванченко.

G20 и чиновники о налоге на трансграничные операции

Обсуждение налога на финоперации на саммите в Шотландии в ноябре инициировал британский премьер Гордон Браун. Идея налога, как считают многие наблюдатели, может быть включена весной 2010 года Международным валютным фондом в набор мер, которые фонд, в соответствии с решениями сентябрьского саммита, предложит ведущим странам с целью борьбы с будущими кризисами. Предложение Г.Брауна не получило поддержки министра финансов США Тимоти Гайтнера и главы российского Минфина Алексея Кудрина.

В России с предложением ввести налог на финансовые операции в размере 0,5% в марте этого года выступал глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает нецелесообразным введение налога Тобина в России, по его мнению, эта мера не даст результатов.

Помощник президента РФ Аркадий Дворкович также не поддерживает идею введения налога на финансовые операции.

Новости по теме

Финансовый налог на всё

Хроники событий
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2067 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне11 материалов
Инфляция в РоссииИнфляция в России35 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии126 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });