Закон творчества для кинематографа
Премьер-министр РФ Владимир Путин отчитал отечественную киноиндустрию за скромную роль, которую она играет на мировых рынках. В.Путин считает, что "не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги", подчеркивая, что без интересных идей российских кинематограф не сможет заинтересовать зарубежного зрителя, сколько бы денег ни выделяло государство
Москва. 3 ноября. IFX.RU - Без хороших идей российский кинематограф не сможет заинтересовать зарубежного зрителя, сколько бы денег ни выделяло государство. С таким не слишком оптимистичным для отечественного "кинопрома" прогнозом выступил премьер-министр РФ Владимир Путин
Российскому кинематографу необходимо совершить в ближайшие годы качественный рывок и укрепить свои позиции на международном рынке, заявил премьер на заседании Совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве РФ.
"Международное разделение труда в киноиндустрии в наибольшей степени зависит от качества предлагаемых услуг и продуктов. Факты таковы: только каждый шестой российский фильм востребован в зарубежном прокате и собирает там не больше одной пятой от своей российской аудитории", - сказал В.Путин.
Премьер уточнил, что речь не об элитарном синематографе, а о массовом. "Наши фильмы традиционно получают престижные награды на международных фестивалях. Но массового иностранного зрителя у нашей продукции пока еще нет". А значит, по словам В.Путина, "не только экономические, но и цели культурного, гуманитарного влияния в полной мере не достигаются".
Он напомнил, что в свое время Великая депрессия в США дала мощный импульс развитию американского кинематографа, сделала эту отрасль сверхприбыльной, причем дивиденды от этого рывка ощущаются до сих пор.
По мнению В.Путина, исходя из этого примера, видно, что проблемы киноиндустрии кроются не в объеме денежных средств, не в налоговых преференциях и не в размере господдержки, а в качестве управления этими ресурсами.
"Государство может помочь материально, может обустроить техническую базу, инфраструктуру, наладить образовательный процесс, но оно не сможет заставить зрителя смотреть то, что ему не интересно. Вот и весь "закон творчества", - сказал он.
В этой связи премьер предложил обсудить проблему того, почему российский кинематограф, имея постоянно растущую поддержку со стороны государства, все еще не накопил достаточного потенциала для качественного рывка.
"Хотя, конечно, можно говорить о том, что поддержка еще недостаточна. Никита Сергеевич (Михалков) позавчера всю плешь мне проел, говорил, сколько нужно денег для того, чтобы сделать этот качественный рывок", - пожаловался глава правительства. "Но не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги", - заметил В.Путин.
Помимо критики, "самое важнейшее из искусств" удостоилось и некоторой похвалы премьера. Так, В.Путин признал, что в последние годы российский кинематограф удалось вывести на достойный уровень, прежде всего, по объемам рынка и производственным мощностям. По словам В.Путина, доля кассовых сборов отечественного кино на внутреннем рынке увеличилась с 4% в начале 2000-х годов до 25% в 2008 году.
При этом он согласился, что мировой кризис внес свои коррективы и затронул, в первую очередь, строительство новых кинозалов. Позитивным моментом на данный момент В.Путин считает лишь рост кассовых сборов российских фильмов, который по итогам девяти месяцев этого года составил 15%.
Российские кинематографисты рассчитывают, что с изменением схемы финансирования кинопроизводства удастся улучшить качество кинолент и увеличить количество российских фильмов, выходящих в прокат.
Как рассказал журналистам режиссер, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, в ходе заседания правительственного совета по развитию отечественной кинематографии обсуждалась идея перехода на новую схему государственного финансирования кинематографа.
По его словам, речь идет о том, что средства на производство фильмов будут выделяться не на основании тендеров по каждой картине, а будут предоставляться ведущим продюсерским компаниям.
В свою очередь, замминистра финансов Татьяна Нестеренко пояснила, что предлагается осуществлять финансирование отрасли через федеральный фонд поддержки кинематографа, который, в свою очередь, будет передавать средства 5-7 продюсерским центрам.
Один из участников заседания отметил, что при передаче средств будут заключаться договора на производство кинопродукции. Первоначально, по его словам, планируется выделять продюсерским центрам средства в равных долях, а впоследствии - в зависимости от результатов их деятельности.
"Сегодня не существует механизма возвращения бюджетных средств, вложенных в киноиндустрию. Планируется, что в будущем продюсерские компании при получении прибыли будут возвращать объем средств, пропорциональный государственному участию", - сказал источник.
По мнению Н.Михалкова, тех средств, которые государство сегодня может предоставить отечественному кинематографу, недостаточно, и потому должен быть создан механизм, который позволит привлечь деньги в отрасль. "Должен быть создан механизм, который позволит привлечь деньги в кинематограф. Те три - четыре миллиарда рублей, которые дает сегодня государство на кино - они реально индустрию поднять не могут", - считает режиссер.
По его словам, в ходе заседания председатель совета директоров ОАО "АФК "Система" Владимир Евтушенков высказал мнение, что банки могли бы предоставлять кредит под производство конкретного фильма.
Сегодня же, по словам Н.Михалкова, из 101 фильма, которые были запущены в течение года, только 52 были доведены до конца, а на экраны вышло лишь 30% от этого количества.
"Разговор идет о том, чтобы прийти к тому моменту, когда государство не будет принимать участия в кинопроизводстве. Это основная задача", - считает Н.Михалков.
Он отметил, что если государство хочет иметь возможность заказать конкретный фильм у того или иного режиссера, для этого должен существовать госзаказ, который предусматривает целевое финансирование.
/IFX.RU/