Плавленый сырок вместо элитного сыра
Кризис посадил кошельки россиян на диету, их владельцам приходится экономить. Например, сыра мы стали есть меньше, продажи его в текущем году, как ожидается, снизятся на 5%
Москва. 30 октября. IFX.RU - Финансовые пертурбации и экономические невзгоды сказываются и на частной жизни российских обывателей. Многим пришлось изменить свои привычки и вкусы. В кризис большинство граждан страны отнюдь не катаются как сыр в масле. Да и, собственно сыра мы стали есть меньше. Впрочем, как обещают эксперты, долго отказывать себе в этом продукте россияне не станут.
На протяжении четырех последних лет потребление сыра в России росло вместе с доходами населения, рассказали изданию IFX.RU в ГК Step by Step, недавно проводившей исследование "сырного" рынка.
Рост не остановило даже повышение цен на сыр в 2007-2008 годах, которое было вызвано резким подорожанием молока. Итак, за прошлый год россияне съели 665 тыс. тонн сыра.
Однако в нынешнем году ситуация в России не могла не измениться. Ожидается, что продажи сыра в 2009-м в стране упадут примерной на 5%. Ну и соответственно, начавшееся развитие более дорогих сегментов сырного рынка в России прекратиться. Спрос снова перейдет в низшие ценовые категории.
Также прогнозируется повышение цен на 5-10% на сыры российского производства, и 30-35% на импортные сыры, вследствие поднятия таможенных пошлин.
В таком случае обеспеченные россияне вряд ли изменят в кризис своим сырным предпочтениям, отмечают эксперты Step by Step.
А вот потребители с наиболее высоким достатком из представителей среднего класса либо частично снизят потребление сыров, либо заменят их более дешевыми аналогами. Например, если семья привыкла покупать 500 гр. сыра в неделю - в кризисную годину будет приобретать только 300 гр. Некоторые будут выбирать вместо голландского сыра Эдам более дешевый немецкий. Важно отметить, что данная категория отдает предпочтение более качественным, и как следствие более дорогим импортным сырам. Такие потребители, возможно, будут вынуждены отказаться от элитных сыров, таких как Комте, Бри, Камамбер и др.
Собственно средний класс в условиях роста цен снизит потребление дорогих импортных сыров или заменит их более дешевыми российскими, украинскими или белорусскими.
Самые бедные представители среднего класса будут вынуждены заменить украинские полутвердые сыры дешевым отечественным плавленым сырком, либо оставить в своем рационе полутвердые сыры в минимальных объемах.
А вот для россиян с невысоким уровнем дохода категория "сыр" станет, к сожалению, недоступной. Сыр как более дорогостоящий вид молочной продукции может быть замещен более экономичным творогом.
Однако в долгосрочной перспективе продажи сыра в стране все равно будут расти, поскольку сейчас уровень его потребления довольно низок в сравнении с европейскими странами. Небольшой рост сырных продаж ожидается уже в 2010 году, считают аналитики.
Впрочем, помимо потребительских нюансов для сырного рынка важны и производственные вопросы. В настоящее время на российском рынке отмечается жесткая конкуренция между отечественными и иностранными производителями. Для российских производств сейчас важно создать конкурентоспособную продукцию, которая будет соответствовать зарубежным стандартам. При этом не следует забывать и про отечественные традиции сыроварения, которые являются уникальными, отмечают аналитики Step by Step.
Рынок сыра в России до конца еще не сформирован, особенно это касается твердых сыров, которые, тем не менее, занимают наибольшую долю на рынке.
Помимо отношений между производителями важную роль на рынке сыров играет и государство. К примеру, в целях импортозамещения принят указ о повышении таможенных пошлин на ввозимые сыры.
Кроме того, девальвация рубля в начале 2009 года несколько помогла отечественным изготовителям сыра, удешевив их продукцию. Производство сыра по состоянию на конец первого полугодия показывало небольшой рост, даже несмотря на снижение спроса, отмечают эксперты.
В то же время импорт, который в прошлом году составлял почти 40% в структуре предложения сыра, благодаря кризису значительно снизится. Помимо сугубо экономических причин на снижение объема импорта влияют также политические факторы, в частности повышение таможенных пошлин, "молочные войны" с Белоруссией и Латвией.
Однако последние месяцы российская валюта все крепнет. Остается надеяться, что сильный рубль не переломит наметившуюся положительную тенденцию на сырном рынке.
В числе основных игроков российского рынка в сегменте твердых сыров входят компании:
- Friesland Food Cheese
- Вимм-Билль-Данн
- СЗ "Стародубский"
- Гиагинский МЗ
- ОАО "Можгасыр"
В сегменте плавленых сыров:
- Карат
- Hochland Russland
- Valio
- ОАО "Рязанский завод плавленых сыров"
В сегменте мягкие/белые/творожные сыры (Основная доля рынка таких сыров приходится на московский регион):
- Росагроэкспорт
- Карат
- Hochland (Almette)
- Юнилевер (RamaCremeBonjour)
- Kraft
- Viola
- Exqusa
В сегменте творог зернистый:
- Вимм-Билль-Данн (Домик в деревне)
- Смоленский молочный комбинат (Сыр Домашний)
- Svalia
- Valio
- Брестский молочный продукт (101 зерно)
- Савушкин Продукт