Что ждет покупателей

Оборот розничной торговли в России в 2010-2012 годах будет расти медленно, прогнозирует Минэкономразвития. Население все еще будет меньше покупать продуктов и ужиматься в расходах на крупные товары

Что ждет покупателей
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 2 октября. IFX.RU - Среднегодовой прирост оборота розничной торговли в России в 2010-2012 годах может составить 2,9%, а всего за три года оборот сектора может увеличиться на 8,9%, прогнозирует Минэкономразвития.

Что и как будем покупать

Как сообщается в докладе ведомства, в прогнозный период сохранится тенденция последних лет: продажи непродовольственных товаров будут расти быстрее продовольственных. Так, в ближайшие три года продажи непродовольственных товаров вырастут на 9,2%, а продажи продовольствия - на 8,7%.

В целом, в 2010-2012 годах ожидается замедление спроса населения на продукты питания, существенное сокращение покупок крупных потребительских товаров, а также некоторое снижение спроса на предметы роскоши, наблюдающееся с конца 2008 года.

Минэкономразвития ожидает, что в ближайшей перспективе влияние сетевой торговли на рынок торговли в целом будет менее заметно в связи с сокращением строительства крупноформатных магазинов.

Опыт развитых стран показывает, что выход из экономического кризиса начинается с оживления потребительского рынка на базе расширения покупательского спроса и поддержки отечественных производителей товаров и услуг. В дальнейшем, ожидают в министерстве, по мере ускорения темпов роста доходов и ослабления инфляционного давления рост потребительского спроса возобновится.

Динамика продаж отдельных видов продовольствия в среднесрочной перспективе будет соответствовать общей тенденции развития оборота продтоваров.

Предполагается рост объемов потребления и продажи мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, растительных масел, молочных продуктов, сыров, свежих овощей и фруктов.

За три года - в период с 2009 по 2012 год - продажи рыбы и морепродуктов, как ожидается, увеличатся на 9,1%, растительного масла - на 10,6%, молочной продукции - 9,4%, в том числе сыров - на 11,6%.

Свежих фруктов россияне будут покупать на 11,7% больше, овощей - на 9,6% больше, продажи алкогольных напитков могут увеличиться на 4,3%.

Несмотря на некоторое замедление темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения, домашние хозяйства будут сохранять интерес к приобретению компьютеров, телевизоров, видеомагнитофонов, машин стиральных, холодильников, легковых автомобилей, считают в министерстве. Темпы роста объемов продаж по этим товарным группам будут опережать темпы роста оборота непродовольственных товаров. Так, при росте оборота непродовольственных товаров в 2012 году к уровню 2009 года на 9,3%, объемы продаж компьютеров и телевизоров вырастут примерно на 20%, автомобилей легковых - на 13%, холодильников и морозильников - на 14,4%. Продажи верхней одежды в этот период могут увеличиться на 6,6%, белья - на 9,8%, обуви - на 7,7%.

Доля импорта в следующие три года обороте розничной торговли будет сокращаться по мере наращивания объемов производства отечественных товаров, особенно по таким товарам, как автомобили, телевизоры, холодильники, - до уровня 37-40%. В прогнозный период ожидается снижение доли потребления импортных продуктов питания, однако в целом склонность к потреблению товаров импортного производства будет оставаться на достаточно высоком уровне - 33-35%, замечают авторы доклада.

В среднесрочной перспективе сохранится тенденция активного развития торговых сетей разного формата, они будут контролировать более 20% (в крупных городах - до 50%) внутреннего рынка, прогнозируют чиновники.

Без кредитов

В прогнозный период потребительские расходы будут сильно ограничены снижением объемов потребительского кредитования. Основное снижение объемов кредитования будет приходиться на 2009-2010 годы с возобновлением умеренного роста в 2011-2012 годах.

В целом в 2012 году, полагают в Минэкономразвития, в реальном выражении кредитование населения будет оставаться на 6% ниже, чем в 2008 году. Таким образом, несмотря на низкую склонность населения к сбережению, оборот розничной торговли в 2010 году увеличится не более чем на 1,5%. В последующие годы восстановление выдачи банковских кредитов населению, в том числе автокредитование и потребительское кредитование, а также увеличение доходов населения обеспечат рост розничного товарооборота на 3,4-3,8% в 2011-2012 годах.

Структура товарооборота будет ориентирована на более дешевые продукты и товары и на сокращение приобретения товаров длительного пользования. В структуре расходов домашних хозяйств на платные услуги, большая часть расходов будет приходиться на оплату "обязательных" видов услуг, таких как жилищно-коммунальные, транспортные, услуги связи и отдельные виды бытовых услуг.

Спрос не удался

Замедление темпов инфляция в текущем году не оказало значительного влияния на динамику потребительского спроса, оборот розничной торговли продолжает падать и по итогам 2009 года может оказаться на 6% ниже, чем в 2008 году, говорится в прогнозе Минэкономразвития.

После высоких показателей развития потребительского рынка в предыдущие годы (рост на 16,1% в 2007 году и на 13,5% в 2008 году) в текущем году ожидается спад розничных продаж на 6%. Предпосылками для падения стало снижение темпов экономического роста и реальных располагаемых денежных доходов населения.

Как отмечают авторы прогноза, несмотря на снижение в январе-июле 2009 года динамики роста цен на товары (8,1% против 9,3% за тот же период прошлого года), оборот розничной торговли за этот период упал на 3,8%.

Цены на продовольственные товары за 7 месяцев выросли на 7,6%, по сравнению с ростом на 11,5% за тот же период 2008 года. Однако объемы продаж продовольственных товаров продолжали сокращаться и в январе-июле 2009 года упали на 1,8%. Наиболее заметно снижение потребления мяса (на 11,1%), рыбы и морепродуктов (4,1%), сахара, соли, муки. Одновременно растет потребление курицы (1,4%), молочных продуктов (5,5%), сыров (7,4%).

Непродовольственные товары подорожали за январь-июль на 7%, при этом объемы их продаж снизились на 5,9%. В результате изменилась структура оборота розничной торговли. Так, доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий выросла до 48,9% с 45,6% годом ранее.

Ритейлу плохо, но лучше других

Динамика оборота розничной торговли в региональном разрезе отличается значительной неравномерностью, подчеркивают в Минэкономразвития. В Южном федеральном округе в январе-июле рост оборота составил 0,5%, на Дальнем Востоке - 1,2%. Москва и Санкт-Петербург, на долю которых приходится около 22% всего оборота розничной торговли страны, снизили объем оборота ритейла на 5,6% и 6,6% соответственно.

Для сетевой торговли, по экспертной оценке, в I полугодии 2009 года было характерно отставание показателя величины среднего чека от показателей 2008 года и его отрицательная динамика. Покупатель стал выбирать те магазины, где ниже стоимость аналогичного товара. Происходил переток покупателей в магазины формата "дискаунтер", что объясняется изменением структуры потребления в пользу более дешевых марок, отмечают в министерстве. В будущем, прогнозируют авторы доклада, в более выгодном положении могут оказаться сети магазинов эконом-класса, работающие в регионах с низким уровнем конкуренции.

Несмотря на замедление динамики оборота торговли, сектор характеризуется наименьшим уровнем риска в целом благодаря стабильному спросу на продукты питания, гибкости ритейлеров по отношению к ассортиментной и ценовой политике, констатируют в Минэкономразвития.

Новости по теме

Дешевый магазин? Нет уж!

Хроники событий
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2067 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне11 материалов
Инфляция в РоссииИнфляция в России35 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии126 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });