В США лопнул "пузырь"
После завершения в США программы "наличные за драндулет", ее тонизирующий эффект быстро закончился. Сентябрьский спрос на автомобили обвалился на 23%. Продажи существенно снизили практически все ведущие автопроизводители. Особенно сильно пострадали GM и Chrysler, но более всего рухнули продажи GM - на 45%
Москва. 2 октября. IFX.RU - Надутые правительственными программами "автомобильные пузыри" начали лопаться. Первый громкий хлопок донесся из США. Американцы оказались не готовы тратиться на приобретение новых авто без поддержки программы "наличные за автохлам", а автопром не успел подготовится к новым реалиям.
Эксперты предупреждали, что после завершения программ, стимулирующих спрос и поддержку автопрома в Европе и в Штатах, эффект оживления автопроме и смежных отраслях быстро закончится. Расплата не заставила себя долго ждать. Продажи автомобилей в США упали в сентябре на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате окончания действия правительственной программы обмена старых автомобилей на новые ("cash-for-clunkers"); особенно сильно пострадали GM и Chrysler.
Согласно данным исследовательской компании Autodata, в сентябре было продано 745 тыс. 997 машин против 964 тыс. 783 год назад. В годовом исчислении это соответствует продажам в 9,2 млн против 14,2 млн в августе, когда программа cash-for-clunkers была в самом разгаре.
Продажи GM рухнули на 45% - до 155 тыс. 679 автомобилей, Chrysler - на 42% - до 62 тыс. 197. На этом фоне Ford завершил сентябрь неплохо, потеряв лишь 5% объема продаж (114 тыс. 241). Honda продала на 20% меньше машин (77 тыс. 229), Toyota - 13% (126 тыс. 015).
Негативно на продажи американских компаний повлияло недостаточное количество автомобилей на складах. Так, количество автомобилей на складах Chrysler сократилось из-за реорганизации после банкротства и простоя заводов летом.
Теперь автопроизводителям осталось с тоской вспоминать о потребительском спросе. В августе 2009 года (последнем месяце действия автопрограммы) впервые с октября 2007 года в США был зафиксирован рост продаж новых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
По данным исследовательской компании Autodata Corp., тогда продажи новых автомашин в США выросли на простимулированном спросе до 1 млн 261 тыс. 977 штук, что было на 1% выше уровня годичной давности и превышало июльский показатель в 997 тыс. 824 штуки.
В пересчете на год августовские продажи соответствовали уровню в 14,09 млн машин против 11,24 млн в июле, 9,7 млн в июне и 13,56 млн в августе 2008 г.
Программа "cash-for-clunkers" предусматривала предоставление до $4,5 тыс. при покупке нового, более экономичного автомобиля взамен старого. Программа оказалась настолько популярной среди автолюбителей, что заложенного первоначально $1 млрд хватило не на несколько месяцев, как предполагалось, а всего на неделю. Правительство добавило еще $2 млрд, которые закончились еще через три недели. В результате программа, которая должна была длиться до 1 ноября, была свернута всего через месяц после ее начала - 24 августа.
Подобные программы реализовывались не только в США. В июне правительство Японии запустило свою программу стимулирования "cash-for-clunkers", согласно которой покупатель нового автомобиля, сдающий старую автомашину, получал субсидии в размере 250 тыс. иен ($2,7 тыс.). Тем, кто не решается расстаться со старым автомобилем или покупает машину впервые, государство выдает по 100 тыс. иен. Вместе с тем Японская ассоциация производителей автомобилей ожидает сокращения продаж автомобилей в стране в текущем фингоду (до 31 марта 2010 года) на 8,5% - до 4,3 млн автомашин.
Напомним, Германия первой воспользовалась механизмом "cash-for-clunkers". Там программа "сash-for-clunkers" была запущена в феврале 2009 года. В первом полугодии 2009 г. в стране было продано 2,06 млн автомобилей, что на 26% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года, свидетельствуют данные VDA. В июне немцы купили 427 тысяч автомобилей - это на 40% больше, чем в том же месяце 2008 года.
Однако, как писала The Wall Street Journal со ссылкой на прогноз международной исследовательской компании Roland Berger, продажи автомобилей в следующем году могут упасть на 20%. В исследовании говорится о возможном сокращении продаж, в результате чего производителям придется сворачивать производство, уволив 90 тыс. рабочих. Все это, весьма вероятно, станет ударом по ВВП.
/IFX.RU/