Opel: политика, деньги, увольнения
Неофициальные подробности сделки по продаже Opel союзу Magna-Сбербанк: новые хозяева планируют сократить несколько тысяч работников в Германии, а часть господдержки может уйти в РФ
Москва. 14 сентября. IFX.RU - Стали известны некоторые подробности сделки по продаже европейского подразделения General Motors (GM), автомобильной компании Opel, канадско-российскому консорциуму Magna-Сбербанк. После долгих и мучительных переговоров Opel был продан, однако условия сделки не раскрывались. Теперь же иностранная пресса со ссылкой на свои источники пишет о деталях.
Как сообщает немецкая Der Spiegel, новые владельцы контрольного пакета автостроительной компании планируют сокращения в Германии. Magna намерена расстаться с 1,1 тыс. административных служащих и 3 тыс. рабочих на предприятиях в этой стране.
Это больше, чем компания объявляла в период борьбы за Opel с бельгийской инвесткомпанией RHJ, когда одним из основных аргументов германских властей в пользу Magna были именно планы сохранения максимального количества рабочих мест в ФРГ.
The Financial Times пишет о том, что официальное предложение Magna предусматривало сокращение 10 тыс. рабочих мест, или около 20% всех сотрудников Opel в Европе. Газета предсказывает сложные переговоры о новых соглашениях с профсоюзами пяти европейских стран, где расположены предприятия Opel.
The Wall Street Journal на прошлой неделе писала о том, что продажа именно канадско-российскому союзу оказалось очень своевременной для канцлера Германии Ангелы Меркель. Скоро грядут выборы (27 сентября), однако в последнее время ее рейтинг падал. Добившись от GM решения в пользу предпочитаемого ею партнера (немецкое правительство изначально были за Magna), она вновь продемонстрировала свои навыки кризисного управляющего. Главным доводом в пользу этой сделки было то, что в Германии будут сохранены рабочие места. Однако вести о масштабных сокращениях могут подпортить репутацию канцлеру.
Что касается российской стороны, то издание пишет о том, что сделка может стать самой крупной российской инвестицией в западноевропейскую промышленность на сегодняшний день.
"Это станет важным этапом на пути практического разрыва Германии и США, который ознаменует собой стратегический сдвиг этой страны в восточном направлении", - заявил аналитик из исследовательской фирмы Medley Global Advisors Дуглас Басвайн
Издание Frankfurt Allgemeine Zeiting пишет, что Россия получит существенную часть государственного займа, который правительство Германии планирует направить для реструктуризации завода Opel. Об этом газете заявил член наблюдательного совета трастового фонда Opel, немецкий политик Дирк Пфайль.
"Согласно плану Magna, более 600 млн евро из 4,5 млрд евро предполагается направить на модернизацию российского автопрома", - цитирует издание слова Д.Пфайля. - "Это означает утечку немецкого ноу-хау в Россию, а впоследствии - сокращение рабочих мест в Германии". О сокращениях, впрочем, уже было сказано.
Он также считает маловероятным успех нового концерна Opel. По его мнению, прогнозы развития ситуации на российском рынке чересчур завышены. К тому же 4,5 млрд евро для спасения Opel будут выделены не в форме гарантии, а как прямой кредит, считает он.
Напомним, Дирк Пфайль как член попечительского совета Opel на прошлой неделе голосовал против продажи немецкого автоконцерна Magna.
Статс-секретарь министерства финансов федеральной земли Гессен Томас Шефер, являющийся членом рабочей группы федерального правительства по Opel, выразил недовольство заявлением Дирка Пфайля.
"Эти домыслы меня сильно возмущают", - сказал он. - "Из гарантий на общую сумму 4,5 миллиарда евро, 600 миллионов вовсе не будут отправлены в Россию. Инвестиции в России в размере 570 млн евро уравновешиваются 400 млн евро прибыли. Что касается остальных 170 млн евро, то переговоры об их защите еще не закончены".
Томас Шефер также опроверг утверждения Пфайля об утечке технологий в Россию. "В договорах недвусмысленно и детально подчеркивается, что передача технологий Opel возможна лишь с явно выраженного согласия GM", - подчеркнул он в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Однако если российская сторона не получит доступа к технологиям, существенная часть сделки по покупке европейского концерна теряет смысл. Остается лишь инвестиционная составляющая. А ведь российский Сбербанк заявлял о том, что не хочет быть долгосрочным инвестором Opel. Об этом говорил глава банка Герман Греф. Иностранная пресса пишет о том, что покупка была навязана крупнейшей российский кредитной организации Кремлем, а сам Г.Греф никогда не был ее горячим поклонником.
Так что победа победой, но неизвестно, удастся ли сторонам прийти к консенсусу.
Напомним, на прошлой неделе совет директоров General Motors, владеющего Opel, принял решение о продаже 55% акций германского автопроизводителя консорциуму Magna и Сбербанка (50/50). GM сохранит 35%-ную долю, остальные 10% перейдут по новому трудовому соглашению к сотрудникам немецкого автопроизводителя. Предложение предусматривает, что совокупный размер инвестиций консорциума в акционерный капитал Opel составит 500 млн евро.
Изначально GM был против сделки с российско-канадским консорциумом и поддерживал его конкурента - RHJ. Сделку с Magna и Сбербанком активно лоббировало правительство Германии, ее поддерживали и профсоюзы страны.