Число транзитных полетов над Россией за 11 месяцев выросло на 41%

Москва. 18 декабря. INTERFAX.RU - Число транзитных полетов через воздушное пространство России, выполненных иностранными авиакомпаниями, за 11 месяцев 2024 года выросло на 41% в годовом исчислении, сообщил на пресс-конференции гендиректор ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД, оператор аэронавигационного обслуживания) Андрей Булин.

В абсолютном выражение количество транзитных рейсов составило 83 тысячи, уточнили "Интерфаксу" в пресс-службе ГК. За январь-ноябрь 2023 года этот показатель был на уровне 59 тысяч, а за весь 2023 год госкорпорацией обслужено 66 тысяч полетов зарубежных компаний.

Наиболее загруженные транзитные направления сейчас - те, что соединяют европейские государства со странами Центральной и Юго-Восточной Азии, Индийского субконтинента, сообщил заместитель гендиректора ГК по ОрВД Алексей Буевич. Значительно увеличилось, по его словам, число рейсов с Ближнего Востока в Северную Америку. Высокая интенсивность наблюдается на трансвосточных и кросс-полярных маршрутах.

Несмотря на рост транзита в годовом выражении, в сравнении с "доковидным" и "досанкционным" 2019 годом показатель упал примерно на 70%, уточнил Буевич в беседе с журналистами. Сразу после приостановки сотрудничества с РФ ряда иностранных авиакомпаний в 2022 году транзит просел примерно на 85% - полеты через российское небо продолжили авиакомпании только из "дружественных" стран: Китая, Индии, Пакистана, Филиппин, стран Ближнего Востока. Однако со временем, по словам Буевича, некоторые перевозчики стали возвращаться, среди них - гонконгская Cathay Pacific, которая сейчас летает по кросс-полярным маршрутам. Появились и новые перевозчики, в том числе грузовые - из того же Гонконга, а также Израиля. "К нам обращаются с тем, чтобы оптимизировать воздушные трассы - мы проводим работу, оптимизируем структуру так, чтобы пользователя завлечь и интенсивность полетов увеличить", - отметил Буевич.

Через Россию проходит система международных воздушных коридоров (транссибирские, трансазиатские, трансполярные, трансвосточные и кросс-полярные маршруты), которые считаются наиболее оптимальными с точки зрения ортодромии, что делает их экономически привлекательными для авиакомпаний. За возможность использования таких маршрутов Россия (СССР) с 70-х годов взимает с иностранных перевозчиков платежи - так называемые "транссибирские" роялти. Большую часть этих средств традиционно получал "Аэрофлот" (по некоторым оценкам, суммы исчислялись сотнями миллионов долларов в год), часть суммы доставалась Росавиации на поддержку летных училищ.

В 2022 году число транзитных полетов через Россию сократилось на 59% к предыдущем году, до 79,7 тысячи, сообщалось в материалах Росавиации. Неиспользование кросс-полярных маршрутов увеличило время полета американских авиакомпаний более чем на 2 часа, это привело к дополнительным расходам в размере порядка $40 тысяч за один рейс, заявляли в Росавиации. Обход трансвосточных и трансазиатских маршрутов, по оценке того же ведомства, увеличило полетное время в среднем на час-полтора.

В целом на международных воздушных линиях, которые включают транзит, за 11 месяцев текущего года выполнено 439,9 тысячи полетов, что на 8,6% больше, чем год назад, сообщил 18 декабря Булин. Число внутренних рейсов составило 969,2 тысячи - это предполагает рост на 5,2% год к году и на 13% - в сравнении с тем же периодом 2019 года. Всего за указанный период корпорация обслужила более 1,4 млн полетов, что на 6,3% больше, чем годом ранее. За весь 2019 год, по данным Росавиации, было обслужено более 1,8 млн рейсов.

Финансовые прогнозы

"С учетом текущего объема воздушного движения мы прогнозируем продолжение положительной тенденции финансово-экономических показателей предприятия", - заявил Булин. Объем ожидаемой чистой прибыли и выручки он не уточнил - отчетность ГК за 2024 год, как ожидается, будет опубликована в I квартале 2025 года.

В текущем году ГК функционирует, "опираясь только на собственные финансовые результаты, не получая помощи от государства", отметил Булин. В 2023 году, напомнил он, госкорпорации удалось выйти на безубыточность благодаря оптимизации расходов, повышению ставок аэронавигационных сборов, а также госсубсидиям в размере 5 млрд рублей.

В 2023 году ГК по ОрВД получила чистую прибыль по РСБУ в размере 7,9 млрд рублей. В предыдущие три года предприятие фиксировало крупные убытки: в 2020 году - на уровне 28 млрд рублей, в 2021 году - 17,3 млрд рублей, в 2022 году - 25,5 млрд рублей (при господдержке в 17,9 млрд рублей) Для сравнения, в 2019 году чистая прибыль корпорации составила 14,7 млрд рублей.

Основную часть доходов ГК исторически обеспечивали валютные платежи за обслуживание иностранных авиакомпаний. За прошлый год общие доходы предприятия, согласно отчетности, увеличились на 41%, до 99,5 млрд рублей. БОльшую часть этой суммы - 92,2 млрд рублей - составили поступления от основной деятельности, то есть от аэронавигационного обслуживания. При этом доходы от обслуживания российских перевозчиков на маршрутах воздушного движения подскочили на 70%, до 19,8 млрд рублей, иностранных - на 82%, до 54,4 млрд рублей. Доходы от обслуживания отечественных авиакомпаний в районах аэродромов увеличились на 65%, до 11 млрд рублей, зарубежных - выросли в 2,5 раза, до 6,3 млрд рублей.

Новости