"Парижские удовольствия" в Москве: "ночные бабочки", притоны и уличные цирки

В Государственной Третьяковской галерее почти три месяца будет работать выставка "Парижские удовольствия" Анри де Тулуз-Лотрека, открывшего миру парижское дно

Москва. 19 Февраля. INTERFAX.RU - Девятнадцатого февраля в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка "Парижские удовольствия" Анри де Тулуз-Лотрека. Художник открыл миру парижское дно, а уродство окружавших его людей превратил в искусство. В общем, Тулуз-Лотрек был настоящим импрессионистом.

Предметом исследований художника становились люди самого низкого сословия: танцовщицы кабаре, клоунессы, проститутки. К тому же это были далеко не самые красивые персонажи, взять хотя бы их прозвища - "Обжора", "Человек без костей", "Безумная Джейн", "Головка сыра". Творчество Тулуз-Лотрека стало гимном парижскому полусвету, миру кафешантанов, борделей и уличных цирков. Этот Париж одновременно отпугивал своей порочностью, но и вызывал жгучее любопытство. И во многом благодаря Тулуз-Лотреку именно этот Париж стал восприниматься далеко за пределами Франции, как "настоящий".

О внешности Тулуз-Лотрека слагали легенды - как и его любимые модели, он не вписывался ни в какие стандарты. Такие ноги, как у него, могли бы принадлежать семилетнему мальчику - говорили из-за полученной в детстве травмы. Плечи, торс и голова выросли при этом до положенных им размеров и даже немного более того. Лицо художника тоже получилось выдающимся в своем роде: крупный нос, большой некрасивый рот и близорукие глаза.

Тулуз-Лотрек происходил из очень знатного и богатого рода: в Средние века его предки владели всем Лангедоком, а один из прародителей возглавлял Крестовый поход. Но будущему художнику вход в знатное общество был заказан и он пошел другим путем: опустился на самое дно, чтобы черпать вдохновение там, куда порядочные люди никогда не заглядывают. Там, на дне, среди "отбросов общества", он нашел не только благодатную натуру, но также понимание и принятие - проститутки были к нему куда добрее, чем насмехавшиеся над его внешностью великосветские дамы. Так что бордель стал для Тулуз-Лотрека и рабочим кабинетом, и домом родным. Судя по биографии, художник вряд ли примирился с собственными изъянами. Но он научился превращать в произведения искусства уродства окружающих.

На выставке в Третьяковской галерее будет представлено свыше 80 работ, хранящихся в парижском Институте истории искусства - рисунки, иллюстрации и литографии. Основную часть выставки займут знаменитые афиши Тулуз-Лотрека: он и в этой области стал первопроходцем, облагородив жанр "низкосортного" тиражного ремесла до уровня высокого искусства. Когда-то большинство привезенных на выставку работ находились в частной коллекции известного коллекционера и кутюрье Жака Дусе, который отличался способностью предугадывать тенденции на десятилетия вперед.

Теперь благодаря Жаку Дусе посетители Третьяковки, смогут познакомиться со знаменитыми музами Тулуз-Лотрека. Например, с артисткой кабаре Джейн Авриль (она же Безумная Джейн, и она же - "Взрывчатка"), которая была у себя в театре изгоем - за излишнюю начитанность, тягу к прекрасному и почти болезненную впечатлительность ("Джейн Авриль в "Жарден де Пари", 1893). Или с порочной рыжеволосой танцовщицей Ла Гулю (она же "Обжора"), которая за компанию со "Взрывчаткой" и своим партнером по сцене Валентином ("Человеком без костей") стала героиней первой афиши Тулуз-Лотрека для кабаре "Мулен Руж". Будет также серия литографий "Они" (1986), героинями которой стали падшие женщины и лесбиянки, обитавшие в баре "Ла Сури": художник отличался политкорректностью по отношению к секс-меньшинствам уже задолго до того, как в Европе официально разрешили гей-парады.

Новости