Девятая рота
Пожалуй, самый ожидаемый мультипликационный фильм этой осени уже готов встретить своего зрителя. Проект "9", выросший из талантливой короткометражки, кажется идеальным способом повлиять на бездушных взрослых
Москва. 9 сентября. INTERFAX.RU - Постапокалиптический город, похожий на разрушенный Париж, населяют несколько роботов-ищеек, повсюду разыскивающих древний алхимический артефакт, способный вернуть к жизни главную Машину, которая однажды вышла из-под контроля людей и уничтожила цивилизацию своих создателей. Но перед самым концом света Профессор, ответственный за создание механического монстра, решил хоть немного искупить свою вину и попытаться спасти жизнь на нашей планете, придумав девять тряпичных кукол и вложив в них частички душ близких ему людей. Именно эти девять маленьких созданий и вступят в схватку с железными бездушными машинами и подарят человечеству еще один шанс.
Анимационная картина "9", которая выходит на экраны российских кинотеатров 9 числа 9 месяца и 9 года, имеет интересную историю своего создания и как минимум одного русского, который приложил к ней свою руку. Ее автор — вчерашний студент архитектурного факультета Калифорнийского университета Шейн Эккер — в 2005 году закончил четырехлетнюю работу над одиннадцатиминутной короткометражкой о двух тряпичных созданиях, вступивших в неравный бой с огромным механическим монстром, чтобы спасти души, уже погибших своих друзей. Те "9" произвели впечатление на многих, в том числе и на американских киноакадемиков, которые включили мультфильм в список номинантов на премию "Оскар".
"Оскар" тогда, правда, ушел к маститому аниматору Джону Кэйнмейкеру, но без призов Эккер все равно не остался и весь год получал награды на различных кинофестивалях по всему миру. На одном из них "9" и увидел Тимур Бекмамбетов, позвонил своему голливудскому агенту, который связал его с Эккером, а заодно и Тимом Бертоном — одним из главных фантазеров современного кино. В результате у двух Тимов, взявшихся продюсировать полнометражную версию мультфильма, получился продукт, который впору еще раз номинировать на "Оскар", теперь, как "Best Animated Feature Film".
Создавая "9" Шейн Эккер, конечно, и не думал брать планки, поставленные Pixar. Скорее он оттолкнулся от обратного и взял за основу покадровую анимацию - недорогую, но очень интересную технологию, позволяющую создавать талантливым людям мультфильмы чрезвычайной красоты. Один из последних примеров использования stop motion - "Коралина в стране кошмаров" Генри Селика, до этого сделавшего с тем же Тимом Бертоном и в той же технологии "Кошмар перед Рождеством".
Разрушенные города, где среди руин живут роботы, а сшитые из кусочков ткани тряпичные куклы из подручных материалов создают оружие и приспособления, облегчающие им жизнь, главная машина, которая питается энергией душ убиваемых ею существ, диалоги героев (впрочем, в русской версии они были довольно сильно изменены приглашенным для этой цели писателем Дмитрием Глуховским), похожие на диалоги персонажей книг Уильяма Гибсона — все это позволило определить изобразительный стиль, выдуманный Эккером, "стичпанком" (от англ. "stitch" - стежок, шов) по аналогии со стим- и киберпанком. Направлениями, явно повлиявшими на него.
Возможно, кому-то "9" покажется слишком темным, депрессивным и не очень подходящим для детей. Но, как правильно заметил сам Тимур Бекбамбетов, иногда им нужно давать посмотреть что-нибудь более глубокомысленное, чем приключения зверей, сбежавших из зоопарка. Надо сказать, что и ко взрослым это относится в не меньшей степени.
Обозреватель Артем Ушан