Мы готовы к диалогу с нашими посредниками и наблюдателями
Владимир Ястребчак, глава МИД Приднестровья, рассказал "Интерфаксу" о перспективах урегулирования отношений в регионе и позиции относительно возможного углубления политического кризиса в Молдавии
Москва. 7 сентября. INTERFAX.RU - Интервью корреспондента "Интерфакса" Игоря Теплякова с министром иностранных дел Приднестровья Владимиром Ястребчаком.
Владимир Валерьевич, какова будет позиция приднестровского МИД в случае развития политического кризиса в Молдавии в том или ином направлении?
Наша позиция, в принципе, остаётся неизменной. Мы заинтересованы в том, чтобы в соседнем государстве политический кризис завершился, и завершился формированием дееспособных, ответственных органов, которые могли бы ответственно и на должном уровне представлять соседнее государство в переговорах по молдо-приднестровскому урегулированию в любых форматах. Кроме того, мы заинтересованы в том, чтобы была сохранена приверженность на мирное и справедливое урегулирование молдавско-приднестровских отношений на основе принципов равноправия, взаимного уважения и соблюдения тех договорённостей, которые были достигнуты, в том числе и Московского заявления от 18 марта.
Коль оно было подписано на тот момент главой государства, надеемся, что и новое руководство, новые органы власти сохранят обязательства, которые были взяты прежним руководством. Исходя из того, что сейчас происходит в Молдавии, (мы видим, что ситуация, действительно, не простая), скорых решений, скорых развязок мы не ожидаем, поэтому будут определённые сложности с приездом посредников и наблюдателей в Молдавию и Приднестровье в запланированные сроки.
Тем не менее, и об этом говорилось в ходе моей сегодняшней встречи с президентом Приднестровской Молдавской Республики Игорем Николаевичем Смирновым, приднестровская сторона была бы готова принять посредников и наблюдателей. Но, опять же, мы с пониманием относимся к внутриполитическим сложностям в Республике Молдавия, которые пока, видимо, ставят под сомнение возможность такого визита.
Консультации по молдавско-приднестровскому урегулированию, которые были намечены на сентябрь месяц, а затем перенесены на октябрь, они состояться? Если да, то в каком формате и когда?
Сейчас, по крайней мере, со стороны посредников и наблюдателей, прорабатываются различные возможности, как провести запланированные консультации. Не исключено, что будет встреча просто посредников и наблюдателей на нейтральной площадке.
Тем не менее, как я сказал, мы готовы к диалогу с нашими посредниками и наблюдателями, но, по-видимому, визит их в Молдавию и Приднестровье на какое то время будет отложен. А сами консультации пройдут. Вполне вероятно - без участия сторон. Я не исключаю, что они пройдут в те же самые сроки, просто без участия сторон. А с участием той и другой стороны уже позже, спустя некоторое время, достаточное для формирования органов власти в Молдавии.
Насколько эти консультации будут действенны без участия сторон?
У наших посредников и наблюдателей есть достаточный опыт проведения таких встреч. Это возможность, тем более с учётом летней паузы и тех событий, которые произошли в Республике Молдавии, "сверить часы", определить те или иные шаги, которые могут быть предприняты нашими посредниками и наблюдателями для возобновления консультаций. Посмотрим. Тем более, с учётом того, что такой опыт есть, я думаю, что такая встреча будет полезной, в первую очередь, для самих посредников и наблюдателей, для того, чтобы определиться в своих дальнейших шагах.
Насколько я знаю, Вы сегодня, перед интервью со мной, встречались с главой миссии ОБСЕ в Молдавии Филиппом Рэмлером. О чём шла речь на ней?
Контакты и с главой миссии ОБСЕ и с другими зарубежными представительствами в Молдавии, в первую очередь Российской Федерации и Украины, мы стараемся поддерживать постоянно с тем, чтобы работа наша не останавливалась.
Обсуждали мы сегодня достаточно широкий круг вопросов. Естественно на первом месте была тематика молдо-приднестровского урегулирования в контексте ситуации в Республике Молдавии. Глава миссии ОБСЕ проинформировал нас о тех шагах, которые могут предпринять посредники и наблюдатели, в частности, то, что я уже озвучил, касаемо возможной встречи посредников и наблюдателей. Кроме того, мы обсудили другие моменты, связанные с деятельностью миссии ОБСЕ. В частности, как приднестровская сторона могла понять, миссия ОБСЕ намерена продолжать помогать сторонам в решении тех или иных вопросов, в том числе и на экспертном уровне. Естественно, всё будет зависеть от того, насколько наши коллеги из Республики Молдавии будут готовы принимать на экспертном уровне юридические, политические ответственные решения и выполнять их.
Тем не менее, у ОБСЕ есть определённые проекты, определённые наработки, которые они намерены реализовать совместно с обеими сторонами. Это и экологическое направление, в частности, есть проект утилизации пестицидов, который продвигается миссией ОБСЕ. Есть и другие вопросы, которые будут обсуждаться, как на уровне нашего ведомства, так и на более высоком уровне нашего государства.
Не так давно Вы, общаясь с депутатами Бундестага ФРГ и послом Германии в Республике Молдавии, заметили, что Приднестровье при определённых условиях может согласиться стать "территорией с отложенным статусом". Претерпела ли с того времени какие-либо изменения эта позиция?
Суть этой идеи в том, что между сторонами - Молдавией и Приднестровьем, есть много вопросов, которые без политизации, на техническом уровне могли быть решены. И идея "отложенного статуса" касается в первую очередь того обстоятельства, что позиции сторон по политическим аспектам урегулирования диаметрально противоположены, с учётом действия в Республике Молдавии закона от 2005 года (Закон РМ "Об особом правовом статусе левобережных районов Днестра", предоставляющем Приднестровью статус культурной автономии – "ИФ") и постоянных заявлений о приверженности ему, перспектив того, что будет найдено какое-либо компромиссное, разумное решение, нет. Вместе с тем, в связи с неопределённостью политического статуса (неопределённость здесь условна - у Приднестровья статус определён, и в любом случае мы стремимся к международному признанию), ситуация не должна ухудшаться. И эта нечёткость статуса Приднестровья не должна препятствовать соблюдению прав граждан Приднестровья, прав экономических агентов Приднестровья, не должна препятствовать решению тех вопросов, которые по нашему мнению, носят технический характер и которые без политизации ситуации могли быть решены. Это целый ряд вопросов, начиная с взаимодействия правоохранительных органов, продолжая восстановлением нормального железнодорожного сообщения (в настоящее время через территорию Приднестровья осуществляются лишь транзитные железнодорожные перевозки и следует один пассажирский поезд сообщением Москва-Кишинёв, плюс "летний" - Саратов –Варна – "ИФ").
Ведь, если взять ситуацию с тем же самым железнодорожным транспортом, то мы видим, что если бы у Республики Молдавии была бы воля к решению этих вопросов не на политическом уровне, а на профессиональной, скажем так, компетентной основе, то решение, я думаю, было бы найдено. Но, когда, в качестве одного из условий возобновления железнодорожного движения через территорию Приднестровья, даже в случае дизель-поезда на Одессу, выдвигается условие присутствие молдавских полицейских, чего не было до 2006 года, то есть до прекращения железнодорожного сообщения, то мы понимаем, что это - уже политический момент. Это уже политический фактор, пускай он и носит искусственный характер, тем не менее, это - политизация вопроса, связанного с нормальным железнодорожным сообщением.
Аналогичную проблему испытывают и наши предприятия. Взять, к примеру, взимание пресловутого экологического налога. Эта проблема ставилась ещё летом прошлого года, и нам обещали, что на каждой новой сессии парламента он решит эту задачу, а потом началась одна предвыборная компания, затем вторая, не исключена третья, и эта задача пока не решается. Вот именно в этом контексте концепция "отложенного статуса" могла быть востребована, могла бы предполагать своего рода мораторий на какие-либо дальнейшие шаги, которые бы ухудшали состояние взаимоотношений между сторонами. И в рамках "отложенного статуса" и моратория на противоречащие интересам друг друга шаги, вести диалог по нормализации отношений между сторонами конфликта.
Какова в целом реакция у посредников и наблюдателей переговорного процесса на идею "отложенного статуса"? Обсуждалась ли она?
До настоящего времени эта идея напрямую не обсуждалась. Но, тем не менее, в любом случае, отдельные элементы этой идеи обсуждались. Обсуждались на достаточно высоком уровне.
Эта идея достаточно многогранна, и одним из её элементов, в частности, является тот проект о гарантиях, который был представлен приднестровской стороной в ходе встречи 18 марта президентам России и Молдавии, с тем, чтобы зафиксировать невозможность уклонения одной из сторон от выполнения своих обязательств и роль гарантов в том, чтобы эти обязательства не нарушались. Этот документ передан всем участникам, поэтому говорить о том, что отдельные элементы этой концепции не обсуждаются, нельзя.
Тем не менее, эта проблема глобального политического характера, и в условиях того, что пока диалога между сторонами нет, в полной мере говорить об обсуждении этой концепции, не представляется возможным. По крайней мере, есть возможность обсуждать её с отдельными участниками, но в таком широком формате, с участием всех участников переговорного процесса, пока такой возможности нет.
Есть ли у приднестровского МИД какие-нибудь наработки на случай победы одной и другой политической силы в Молдавии?
Естественно, мы изучаем ситуацию. Стремимся прогнозировать развитие ситуации, как в Республике Молдавии, так и наши шаги, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации.
Но, тем не менее, повторюсь, что для нас какого-то принципиального изменения деятельности в случае победы той или другой политической силы пока не предполагается. Тем более, что оппозиционные партии стараются очень внимательно и аккуратно соединять свои заявления, касающиеся тематики урегулирования. Поэтому мы всё-таки хотим увидеть завершение процесса формирования органов власти в Республике Молдавии и, исходя из этого, предпринимать те или иные шаги.
Пока возникла эта пауза, возможно ли вести речь об эффективной работе экспертных групп?
Возможны, так скажем, отдельные контакты, отдельные встречи. О полноценной работе экспертных групп говорить пока что сложно. Хотя бы потому что, экспертные группы представляют те или иные профильные ведомства и должны быть представлены на достойном уровне.
По крайней мере, в некоторых группах руководители с приднестровской стороны это - министры, а со стороны Республики Молдавии это - заместители министров. То есть должны быть лица, которые уполномочены представлять свои ведомства, принимать от их имени, от имени своей стороны ответственные решения.
Пока не пройдёт не только первая волна назначений, но и вторая волна назначений новых министров, а затем и их заместителей, говорить о том, что будут какие-то реальные решения, реальная работа, сложно.