Энергорынок России – еще 3 года игрушечной конкуренции
Российский оптовый рынок электроэнергии уже 3 года работает в рамках новой модели, но до настоящей конкуренции по-прежнему далеко, считают эксперты. Слишком давно нет ясности с долгосрочными торгами мощностью, которые должны давать инвесторам адекватные сигналы. К тому же постоянно становится актуальной дискуссия о госрегулировании энергорынка
Москва. 2 сентября. IFX.RU - Российский оптовый рынок электроэнергии уже 3 года работает в рамках новой модели - НОРЭМ, а первые торги по свободным ценам на бирже прошли и вовсе 6 лет назад. Тем не менее, до настоящей конкуренции по-прежнему далеко, считают эксперты, опрошенные "Интерфаксом".
Слишком долго нет ясности с долгосрочными торгами мощностью, которые должны давать инвесторам адекватные сигналы, где строить новые станции и как они будут окупаться, тогда как результаты работы краткосрочного рынка мощности, введенного на переходный период, не устраивают участников.
Который год на фоне внешних факторов, будь то резкий рост конкурентных цен на электроэнергию из-за ремонта у энергетиков, кризис и спад производства или авария на Саяно-Шушенской ГЭС, вновь становится актуальной дискуссия о госрегулировании энергорынка. К тому же впереди более сложная реформа - либерализация розничного рынка, которая сопряжена с еще большими рисками, так как она напрямую касается населения, пока застрахованного от свободных цен на электроэнергию.
Свободу оптовому энергорынку
"НОРЭМ за 3 года себя изжил", - убежден глава Фонда энергетической политики Сергей Пикин. По его словам, "первым звонком" в череде угроз для конкуренции на энергобирже стало введение так называемого механизма ценового сглаживания, суть которого - в корректировке итогов торгов с отсечением самых высоких по стоимости заявок производителей в случае, если цены на рынке резко растут несколько дней подряд. Идея сглаживания возникла еще при РАО "ЕЭС России", когда из-за ремонтной кампании энергетиков на фоне растущего потребления летом 2007 года цены на рынке зашкаливали за 1 тыс. руб./МВт.ч. А ведь биржа тогда была либерализована менее чем на треть.
С этим отчасти согласен руководитель некоммерческого партнерства (НП) Производителей электроэнергии Игорь Миронов. "Механизм сглаживания цен идет вразрез с базовыми принципами рынка и это, в частности, находит свое отражении в увеличении объема небаланса участников рынка", - отметил он. В то же время И.Миронов обратил внимание, что с того момента, как этот механизм появился в регламентах АТС, его практически ни разу не применяли.
Через год, с увеличением доли свободных продаж на рынке и после очередных ценовых рекордов в пик ремонта, тревогу стали бить уже ощутившие дыхание кризиса нефтяники. Они даже обратились в правительство с просьбой приостановить либерализацию энергорынка. Весной 2009 года нефтяников поддержали губернаторы ряда регионов. Правда, правительство не раз определенно дало понять - либерализация оптового рынка будет идти согласно намеченному графику (продажи 100% электроэнергии по свободным ценам с 1 января 2011 года).
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, случившаяся 17 августа, заставила уже самих энергетиков, а если точнее - собственника станции, государственное ОАО "РусГидро", - попросить о госрегулировании. Компания предложила вернуть тарифы для потребителей Сибири, пострадавших от аварии - в первую очередь это местные алюминиевые заводы. Правда, в итоге было найдено альтернативное решение - производители из опасений, что власти решатся на жесткие меры, договорились между собой о сдерживании цен.
И.Миронов считает, что этот факт - еще одно доказательство того, что энергорынок в России состоялся. "В ситуации с выбытием мощности Саяно-Шушенской ГЭС рыночные механизмы еще раз доказали свою состоятельность, продемонстрировали ответственность генерирующих компаний перед потребителями, а не нацеленность исключительно на получение прибыли. После кратковременного всплеска цены в энергозоне Сибири уже на следующий день вернулись к прежнему уровню, причем это произошло без вмешательства со стороны регулирующих органов", - отметил он.
Однако у С.Пикина другая точка зрения. "Теперь стало ясно, что строительство классического рынка электроэнергии в России невозможно и нецелесообразно", - считает он. "Чуть что - начинается разговор о ручном регулировании. Все это ведет к формированию модели частно-государственного рыночного партнерства, когда во главу угла ставится не слово "рынок", а слово "партнерство", в смысле партнерство между государственными и частными компаниями", - резюмировал эксперт.
Угрозы возврата к полному госрегулированию в электроэнергетике нет, и гарантией является, в частности, наличие иностранных собственников у ОГК и ТГК, считает заместитель главы ОАО "ОГК-2" Виктор Свистунов, в прошлом - руководитель департамента торговли АТС (биржевой площадки энергорынка). В.Свистунов - один из тех, кто 3 года назад запускал НОРЭМ.
"Отрасль за годы реформ в части технологии претерпела столь существенные изменения, что возврат к предыдущей модели невозможен в принципе. Однако существуют риски усиления влияния государства, например, через установление предельных уровней цен, не отражающих реальные затраты", - подчеркнул при этом В.Свистунов.
Государство может усилить влияние на рынок, чтобы удержать стоимость электроэнергии в "разумных" пределах, но "страховкой" здесь, в частности, является наличие положительного эффекта от рыночных преобразований, и в первую очередь - наличие стимулов для оптимизации затрат, подчеркнул В.Свистунов. А такие стимулы, по его мнению, на рынке в настоящее время присутствуют.
Но этого рынка мало
Замглавы ОГК-2 убежден, что НОРЭМ за 3 года доказал свою "рыночность", с ним согласен и И.Миронов. Оптовый рынок ориентирован на конечного потребителя, считает руководитель НП Производителей электроэнергии. В качестве примера он привел текущую ситуацию с ценами на электроэнергию: с конца 2008 года в условиях финансового кризиса энергопотребление в РФ стало падать, и одновременно снизились конкурентные цены на электроэнергию.
Сходного мнения придерживается также глава НП "Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний" Василий Киселев. "Действующая модель НОРЭМ свою рыночность и работоспособность доказала, но одновременно она показала, что ценовые сигналы недостаточны для решения всех задач рынка, их мало для того, чтобы обеспечить надежность и устойчивость энергоснабжения", - в то же время сетует он. "Нужны другие рынки, в том числе долгосрочный рынок мощности. Его конструкция, может быть, потому так долго и обсуждается, что там упор делается фактически только на цену", - отметил В.Киселев.
По его словам, текущая модель рынка "не содержит сигналов, как наращивать мощность и куда развиваться". К тому же спотовый рынок, где идут торги по свободным ценам на сутки вперед, не создает у производителей стимулов для заключения "длинных" двусторонних контрактов, которые являются основой западных энергорынков, например, в скандинавских странах или в США. "Так что то, что сейчас у нас есть - это только начало рынка", - считает эксперт.
Долгосрочный рынок мощности обсуждается уже больше года, но целый ряд вопросов по-прежнему открыт. Предметом дискуссии, в частности, является оценка обоснованности стоимостных параметров заявок ОГК и ТГК на продажу мощности, срок возврата вложений инвесторов в строительство генерации, особенности участия в рынке АЭС и ГЭС. Правда, Минэнерго уже подготовило проект постановления о правилах работы долгосрочного рынка, однако эксперты сомневаются, что этот документ в нынешнем виде может быть принят правительством. В то же время В.Свистунов, например, надеется, что долгосрочный рынок мощности все же заработает осенью 2009 года.
Нуждается в доработке и нынешний НОРЭМ, полагает В.Киселев. По его мнению, сложность модели оптового рынка избыточна. "Необходимо, например, еще раз посмотреть, нужны ли рынку 400 субъектов на опте. Убежден, что их количество должно быть меньше. Сейчас рынок имеет более 6 тыс. узлов, которые также нужно укрупнять", - отметил В.Киселев. Он выступает также за более активную роль регуляторов, таких как Минэнерго, "Совет рынка" и "Системный оператор", в формировании правил функционирования энергорынка РФ. "Всем понятно, что сам по себе рынок не самоорганизуется, нужно сознательное конструирование элементов, связанных в первую очередь с надежностью и стабильностью", - подчеркнул В.Киселев.
Розница грезит о либерализации
Согласно концепции развития энергорынка, формирование его целевой модели должно завершиться в 2014 или 2020 году, по оптимистическому и пессимистическому сценариям. Однако эксперты затрудняются давать более точные прогнозы, так как финальные сроки зависят от целого ряда факторов.
"Конкретные сроки зависят и от экономической ситуации, и от сроков формирования необходимой законодательной базы. Если мы хотим качественной модернизации и своевременного замещения выбывающих мощностей новыми, излишне затягивать с либерализацией неправильно. Но важно также, чтобы рынок мощности, розничный рынок и другие рыночные сегменты формировались не опосредованно, в связке друг с другом", - подчеркнул И.Миронов.
НП "Совет рынка" рассчитывает на полную либерализацию розницы к 2014 году, но для этого государству предстоит решить ряд вопросов уже в 2011 году, сообщил заместитель главы "Совета рынка" Сергей Поповский. По его мнению, созданию конкуренции в рознице мешают перекрестное субсидирование между участниками рынка, ограниченный доступ сбытов к группам точек поставки на рынке, а также сложности трансляции оптовых цен в розницу.
"Конкуренция на розничном рынке - это проблема 2011 года. Чем больше либерализация, тем больше эта проблема, потому что если мы не заставим конкурировать гарантирующих поставщиков, то мы будем просто всю цену с рынка собирать и ее транслировать", - заявил С.Поповский.
"Сбытовая компания сегодня не слишком заинтересована снижать цену, она не боится, что потребитель от нее куда-то убежит", - подчеркнул С.Поповский. В пример он привел сотовых операторов, которые, находясь в условиях жесткой конкуренции, снижают цены и предлагают большое тарифное меню.
Кроме того, по его словам, в настоящее время конкурентные цены оптового рынка транслируют в розницу уже после того, как произошел факт потребления. "То есть мы потребили, потом посчитали - и у нас вся страна узнала, сколько теперь стоит электроэнергия в этом месяце. Хотелось бы, чтобы у нас сбытовые компании заранее, также как сотовые операторы, провайдеры Интернета, объявляли, какая будет цена", - подчеркнул представитель "Совета рынка".
Но даже если государству удастся решить вопрос с конкуренцией на розничном рынке между сбытовыми компаниями, на повестке дня остается вопрос о перекрестном субсидировании. "У нас "перекрестка" настолько мощная, настолько серьезная, что мы по уровню цен на электроэнергию для крупной промышленности уже практически вышли на мировой уровень", - посетовал С.Поповский.
Сроки реформирования розницы, по мнению В.Свистунова, сравнимы с реформой оптового рынка. Таким образом, либерализация розничного рынка вряд ли произойдет ранее 2015 года, полагает эксперт. "Розничный рынок должен быть напрямую связан с реформой ЖКХ, так как решаются задачи сходного характера", - также подчеркнул он.
В.Киселев убежден, что задача реформирования розничного рынка гораздо масштабнее и сложнее, чем это может показаться. "Думаю, к 2014 году полностью либерализовать розничный рынок вряд ли удастся. Например, даже сейчас на рынке еще действуют договоры энергоснабжения середины 90-х годов, и все это придется разгребать очень предметно. Запустить мы его, конечно, запустим к 2014 году, но что в полном объеме - сомневаюсь. Может быть, будет поэтапная трансформация. Энергоснабжение будет, но будет ли конкурентная среда к 2014 году (в рознице) - не уверен", - сказал он.
В то же время, по его мнению, нынешняя "конструкция переходного периода, когда сбытовые компании конкурируют друг с другом только своей сбытовой надбавкой - негибкий и примитивный механизм". "Нужны совершенно другие критерии и основания для конкуренции в рознице. А концепция "Совета рынка", которая сейчас обсуждается, нуждается в серьезной доработке. Но там есть здравые элементы, которые можно использовать", - считает эксперт.
В.Киселев напомнил, что нынешний НОРЭМ был запущен 1 сентября 2006 года, а нормативные документы к нему опубликовали только 8 сентября. "Эту ситуацию дальше транслировать мы не можем, этого нельзя допустить в рознице, потому что там мы переходим на другой этаж отношений. Если на опте 400 с лишним связанных между собой субъектов, то на рознице их десятки миллионов. И это разнообразие очень сложно типизировать, свести к банальному набору правил", - подчеркнул В.Киселев.
Аналогичного российскому рынка электроэнергии в мире нет, добавил он. Так, например, в США работает рынок PGM, который охватывает часть Атлантического побережья. "И у них там 7 ценовых зон внутри. Допустимое сравнение - если у нас в Центральной России было бы 7 ценовых зон. А у нас по стране их всего 2 пока. Так что предстоит очень серьезная детализация", - заявил руководитель партнерства.
"Мне встречалось одно американское исследование, которое говорит - если в зоне свободного перетока нет 5-7 действительно независимых поставщиков, то и конкуренции там нет. А у нас таких мест нет вообще! Поэтому, конечно, наша конкуренция пока игрушечная. Но шансы стать реальной у нее все-таки есть. Во всяком случае, для этого есть основа", - резюмировал он.