…И для этого вальса, и для этой гитары
Прокат пополнился еще одним музыкальным фильмом. На него стоит идти, если вы занимаетесь документальным кино или же если вам нравится рок-музыка - фанатские эмоции скрасят впечатление общей посредственности
Москва. 2 сентября. INTERFAX.RU – Уже сто раз было сказано, как в шестидесятые годы американские документалисты пробились на киноэкраны с помощью фильмов о рок-музыке. Сто раз говорено, что все эти "Зеленые театры в Земфире" и "Да будет свет!" - попытка сделать то же самое у нас сегодня. Но не так много замечаний о том, что фильмы Пеннебейкера и Мэйзлесов были на голову выше и актуальнее сегодняшних, так что сравнение все равно не может быть адекватным.
"Приготовьтесь, будет громко!" - документальный фильм о рок-музыке. Обычный, скажем, средний представитель жанра. Если же имена Джимми Пэйджа, Эджа и Джека Уайта ни о чем вам не говорят, вы после фильма скажете то же, что написано ниже.
Итак, герои фильма – гитаристы групп Led Zeppelin, U2 и White Stripes, которые однажды встретились в студии, чтобы поболтать о своих отношениях с гитарами и поимпровизировать вместе. Из этой встречи режиссер Дэвис Гуггенхайм смонтировал фильм, дополнив отснятое синхронами музыкантов, фрагментами из старых видеозаписей групп и "сентиментальными путешествиями на родину" главных их хитов. Гуггенхайм – известный халтурщик и надуватель. Три года назад он получил премию "Оскар" за то, что снял на пленку публичную лекцию Альберта Гора о глобальном потеплении. "Академики" наградили этот фильм статуэткой, но что уж там удивляться, в последние годы их выбор документальных лауреатов сильно смахивает на тщательно спланированную провокацию. Теперь Гуггенхайм решил несколько разнообразить свою режиссерскую манеру и усложнил композицию, но общее недоумение зрителя все равно осталось.
Я не киноакадемик, мне сложно принять подобную эстетику. Три музыканта, не умеющие говорить и не слишком занятые рефлексией, выжимают из себя воспоминания о прошлых творческих успехах. Иногда они даже пытаются порассуждать о метафизике гитары, объяснить ее роль в своей жизни творчески. Откровенничают, шутят. Но если вы не фанат, то все эти потуги не покажутся вам даже забавными. Достаточно вспомнить, как Ростропович рассказывал о работе над виолончельными сюитами Баха или как Лемешев размышлял вслух над романсами Чайковского, - и слушать полуграмотных рокеров, говорящих неумные и неоригинальные сентенции, станет невыразимо скучно. Особенно учитывая, что большинство реплик похожи на знаменитый отрывок из повести Ильфа и Петрова: "Бернсторф - это голова! Чемберлен все-таки тоже голова! Бенеш - тоже голова!" Только вместо имен политиков – музыканты, которых любят и помнят беседующие гитаристы. В конце концов, возникает вопрос, а нужно ли было приглашать для беседы именно этих гитаристов? Неужели в Англии не нашлось более интересных собеседников?
Снятый в телевизионном формате фильм еще и дополняет серость содержания скудностью выразительных средств. Крупные планы перемежаются средними, кадрам ощутимо не хватает пространства. На телевидении такой подход объясняется тем, что экран маленький, а зрителю должно быть понятно, что он смотрит. Но когда нечто подобное мы видим на киноэкране, возникает ощущение тесноты, которое некоторые режиссеры используют в целях создания определенной эстетики или как драматургические трюки. Гуггенхайм ничего такого в виду не имеет. Снимает, как может, как научили на телевидении. Учиться после "Оскара" его уже никто не заставит.
Может, зря все эти возмущения. В конце концов, название фильма - "Приготовьтесь, будет громко!", ничего про "умно" или "красиво" там не сказано. Громко. Гитары в фильме действительно звучат громко, а самые интересные моменты – это когда музыканты замолкают и пытаются сыграть вместе свои любимые песни. Тогда натянутость вдруг исчезает. У гитаристов становятся выразительными лица. На них появляется та печать таланта, из-за которого они стали известными. Они смотрят на пальцы друг друга, вслушиваются в общую мелодию и пытаются сделать ее интереснее, сложнее с помощью своей партии. На это уже можно смотреть, хотя мелодии безыскусны и опять же рассчитаны на фанатов. Но таких моментов в фильме мало, и к совместным исполнениям он уже успевает так надоесть, что зритель едва успеет получить тот минимум удовольствия, за которое он заплатил деньги.
Каждый раз, когда я сталкиваюсь в нашем прокате с подобным явлением, у меня возникает вопрос: неужели не из чего было выбрать? То есть я-то знаю, что выбирать есть из чего и могу назвать минимум десяток более достойных выхода в прокат неигровых картин. Значит, какие-то еще причины? Пока у меня объяснение одно: прокатчики рассчитывали привлечь в залы любителей творчества рок-групп, заманить людей раскрученными брендами. Путь понятный, но рискованный. Люди со вкусом во второй раз на такую наживку не клюнут. Впрочем, что я говорю? На людей со вкусом в нашей стране никто не рассчитывает, так что приготовьтесь. Будет еще громче!
Обозреватель Сергей Сычев