"Дом скульптора" защищают голодовкой
Сегодня два известных скульптора присоединились к голодовке, объявленной вчера председателем Московского союза художников Иваном Казанским и тремя его коллегами. Они будут отказываться от пищи во имя защиты прав на "Дом скульптора"
Москва. 15 февраля. INTERFAX.RU - Сегодня два известных скульптора Александр Цыгаль и Олег Ковригин присоединились к голодовке, объявленной вчера председателем Московского союза художников Иваном Казанским и тремя его коллегами. Ваятели будут отказываться от пищи до тех пор, пока не решится судьба "Дома скульптора" в 1-ом Спасоналивковском переулуке, 4, который, по мнению творцов, у них хотят отобрать. На самом деле скульпторы стали заложниками затянувшейся борьбы за здания архитектурных памятников, которая развернулась между федеральными властями и московским правительством.
В конце января прошлого года в бывший дом Петра Вяземского, а ныне "Дом скульптора" вошла группа молодых людей. Притихшим скульпторам визитеры представились сотрудниками частного охранного предприятия и заявили, что особняк XVIII в. отныне находится под их контролем. В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что нежданные гости, представляющие интересы Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ, имеют на руках арендный договор, подписанный представителями Росимущества. Но свой договор аренды, только завизированный департаментом имущества Москвы, был и у творческих деятелей. Получалось, что у каждой из сторон своя правда, а конфликт имеет многолетнюю историю.
Первый раз дом в 1-ом Спасоналивковском переулке чуть не пострадал в 1968 г., когда его собирались стереть с лица земли. Пять лет скульпторы обивали пороги госучреждений, и в итоге Мосгорисполком отменил собственное решение о сносе. Потом десять лет ушло на реставрацию памятника, который находился в упадочном состоянии. Иван Казанский утверждает, что творцы платили деньги в том числе и из своего кармана. "В возрождении дома принимали участие такие заслуженные деятели культуры как Юрий Чернов, Юрий Орехов и Александр Цыгаль", - рассказывает председатель Московского союза художников, поэтому скульпторы считают особняк Вяземского своим. "Мы продлили охранно-арендный договор на здание и землю, все эти документы у нас есть и действуют они до 2017 г.", - настаивает Иван Казанский.
Но в 90-е гг. столичные и федеральные чиновники затеяли раздел архитектурного наследия, при этом каждый уровень власти считал, что наиболее привлекательные памятники принадлежат именно ему. В 2006 г., чтобы узаконить права РОО "Объединения московских скульпторов" на особняк, департамент имущества Москвы пытался через суд добиться признания права собственности города на здание, однако тяжбу проиграл. В апелляционных инстанциях истцов тоже ждало разочарование. Наконец, весной 2007 г. президиум Высшего арбитражного суда указал, что здание является "объектом исключительно федеральной собственности".
Между тем, как выяснил interfax.ru, в конфликте есть таинственная третья сила. На рынке слияний и поглощений ходят слухи, что домом в 1-ом Спасоналивковском переулке в последние годы активно интересовались и именитые рейдеры, такие как "МРП" ("Московское речное пароходство"), "А1" и другие. По словам источника interfax.ru, одни из претендентов был близок к заветной цели, но интерес к зданию со стороны Росимущества расстроил его планы.