Почти половина экспортной выручки "Черкизово" приходится на юани, половина - на рубли
Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Почти половина экспортной выручки группы "Черкизово", одного из ведущих производителей и экспортеров мясной продукции в России, приходится на юани, половина - на рубли, сообщила "Интерфаксу" директор по коммуникациям группы Анастасия Михайлова в кулуарах ПМЭФ.
"В структуре экспортной выручки примерно половина приходится сегодня на рубли, которыми мы рассчитываемся со всеми нашими клиентами из ЕАЭС и СНГ. Чуть менее половины расчетов осуществляется в юанях, незначительная доля приходится на евро и дирхамы", - сказала она.
По ее словам, в первом квартале группа увеличила зарубежные поставки мяса на 7% в натуральном и на 16% - в стоимостном выражении. "Мы по-прежнему стремимся развивать наш экспортный портфель, делая упор на продукции с высокой добавленной стоимостью", - подчеркнула она.
Михайлова уточнила, что традиционно основную долю в экспорте мясной продукции группы занимает курица - на нее в I квартале этого года приходилось 76% в натуральном и 72% - в стоимостном выражении.
Около 50% экспорта в натуральном выражении заняли страны дальнего зарубежья, остальное - государства СНГ и ЕАЭС. "Всего мы работаем на более чем 20 иностранных рынках, - сказала Михайлова. - Из стран дальнего зарубежья ключевым рынком остается Китай, куда мы экспортируем невостребованные на внутреннем рынке субпродукты и части курицы, в частности лапы и крылья, и индейки - голень, плечо и локоть".
Крупными экспортными рынками для птицеводческой продукции группы также являются Казахстан, Вьетнам, Белоруссия, Киргизия и Саудовская Аравия.
"По свинине основной объем поставок приходится на Казахстан, Белоруссию и Вьетнам. Главные импортеры колбасных изделий "Черкизово" - Казахстан и Азербайджан", - уточнила Михайлова.
В 2024 году начались поставки куриной продукции в Грузию, где ранее группа уже была представлена колбасными изделиями. В этом году начался экспорт продукции из индейки в Узбекистан. Для свинины новыми рынками этого года стали Азербайджан, Узбекистан и Сербия.
Ориентир Китай, в том числе и по свинине
Как сообщила Михайлова, за первые четыре месяца этого года на Китай пришлось почти 30% от всего экспорта мясной продукции группы в натуральном выражении. Около 85% поставок в КНР приходятся на курицу, около 15% - на индейку.
"Большая часть расчетов с китайскими импортерами в настоящее время ведется в юанях, остальные - в евро и в рублях", - уточнила она.
Говоря о перспективах поставок в Китай свинины (КНР разрешила ввоз свинины из РФ осенью прошлого года - ИФ), она заявила, что такие поставки планируются. "В настоящее время идет подготовка одной из наших площадок к аттестации на экспорт, ожидаем решения китайской стороны. С нашей стороны уже сформирована клиентская база, ведется подготовка ассортиментного портфеля, чтобы при получении доступа на рынок можно было сразу же начать отгрузки, - сказала она. - В перспективе мы заинтересованы в аттестации всех наших площадок на экспорт свинины в Китай".
Михайлова также сообщила, что в этом году группа значительно увеличила поставки в Китай соевого масла. "Это произошло благодаря состоявшейся в феврале отправке в КНР контейнерного поезда общим объемом 2,8 тыс. тонн. Китай имеет постоянный спрос на соевое масло, поэтому мы рассчитываем увеличивать его поставки по мере расширения мощностей переработки нашего маслоэкстракционного завода", - сказала она.
"Мы рассчитываем, что по всем категориям продукции, которые мы экспортируем, по итогам года будет двузначный рост", - заявила Михайлова.
Тульский кластер: старт во II квартале
Михайлова также сообщила, что во II квартале 2024 года в рамках проекта по созданию крупного мясоперерабатывающего кластера в Тульской области планируется отрыть первый объект - завод технических фабрикатов. "Сейчас там завершающий этап строительно-монтажных работ. Уже этим летом мы планируем первые отгрузки мясокостной муки на собственные комбикормовые заводы", - сказала она.
Максимальная мощность предприятия составляет около 45 тысяч тонн мясокостной муки в год. "На текущий момент это один из самых производительных заводов по переработке боенских отходов в России. Инвестиции в его строительство составили 3,8 млрд рублей", - сказала она.
По ее словам, кластер также предусматривает ряд объектов по убою и переработке мяса птицы и свиней, включая производство полуфабрикатов, а также складские мощности.
"На следующем этапе мы планируем запустить завод по убою и переработке бройлеров. В этот проект входит убой бройлеров объемом 140 млн голов в год, производство замороженных полуфабрикатов мощностью 50 тысяч тонн в год и производство сосисок, - сообщила она. - Предварительный срок запуска завода - декабрь 2026 года, но из-за возможных сложностей с поставками оборудования срок может быть сдвинут. В настоящее время ситуация стабилизируется, поэтому проект активно набирает обороты".
Говоря о "свиноводческом разделе" этого проекта, Михайлова сообщила, что комплекс предусматривает предприятия по убою свиней, а также производства полуфабрикатов и колбас.
"Плановая мощность убойного завода достаточно внушительная - около 8 млн голов в год. Точный размер инвестиций пока сложно посчитать, цифра может меняться. Проект, скорее всего, будет реализовываться в несколько этапов. Рассчитываем, что запуск первого состоится в 2027 году", - сказала она.
Отвечая на вопрос о том, как изменилась стоимость проекта по сравнению с первоначально заявленной (55 млрд рублей, соглашение о его реализации было подписано на ПМЭФ-2021 - ИФ), Михайлова сообщила, что объем изменений сейчас оценить сложно, так как ряд объектов все еще находится на этапе проектирования. "Безусловно, сложившаяся геополитическая ситуация вносит коррективы в наши планы. Кроме того, нам приходится менять некоторые технологические решения в соответствии с тенденциями на рынке и доступностью оборудования", - отметила она.
Михайлова также подчеркнула, что при реализации столь крупного и стратегически важного объекта группа воспользовалась поддержкой как федеральных, так и региональных властей.
Уральские перспективы
Михайлова также сообщила, что в этом году группа планирует вложить около 3 млрд рублей в развитие производства в Челябинской области, которая в конце 2022 года стала новым регионом присутствия группы. Это в 1,8 раза превышает объем инвестиций 2023 года.
Эти средства будут направлены на строительство очистных сооружений, реконструкцию существующих птичников с целью повышения качества продукции и усиления биобезопасности, а также на увеличение мощностей завода по убою и переработке.
По словам Михайловой, в 2023 году предприятия группы в Челябинской области произвели 72 тысячи тонн мяса бройлеров (в живом весе).
"В этом году мы рассчитываем увеличить объем производства примерно на 5%. Основные инвестиции будут направлены на строительство новых площадок выращивания птицы, - сказала она. - В перспективе 2025-2026 годов планируем за счет расширения производственных мощностей получить дополнительные 28 тысяч тонн мяса птицы в год".
Еще одним новым регионом присутствия группы стала Оренбургская область, которая в этом году сильно пострадала от наводнения.
"Серьезных последствий от наводнения для наших предприятий в области, к счастью, не было. Временно отключалась подача воды на производственные площадки из собственных скважин, но была оперативно организована доставка воды из внешних источников с помощью собственного и наемного транспорта. Ни люди, ни животные не пострадали", - сказала она.
Доля фудсервиса в выручке растет
По словам Михайловой, доля фудсервиса в выручке группы постепенно растет и по итогам прошлого года она составила 11%, что на 1 п.п. больше, чем в 2022 году.
"В этом году мы также прогнозируем рост выручки фудсервиса - не менее чем на 30%. Это, в первую очередь, обусловлено запуском новой линии куриных полуфабрикатов в конце прошлого года на предприятии "Компас Фудс" в Тульской области. Надеемся, что по итогам года нам удастся в этом канале перешагнуть знаковую планку продаж в 100 тыс. тонн в год", - заявила она.
В настоящее время принадлежащая группе сеть "ВкусON" насчитывает уже почти 5 тыс. точек в России, Казахстане, Белоруссии и Киргизии. "Сам этот бренд пока еще достаточно молодой, с невысоким процентом узнаваемости и лояльности. Но мы планомерно работаем над его продвижением, правда, пока в основном среди клиентов b2b, - сказала Михайлова. - Главной задачей на этот год мы поставили совершенствование вкусовых характеристик наших хот-догов и улучшение уровня сервиса для партнеров. Мы должны показать как им, так и нашим потребителям, что наш продукт на голову лучше, чем у конкурентов. Исследования предпочтений потребителей уже показывают отличные результаты по хот-догам "ВкусON".
Группа "Черкизово" входит в России в тройку лидеров на рынках куриного мяса, мяса индейки и продуктов мясопереработки. В ее составе 15 птицеводческих комплексов, 20 свинокомплексов, 13 мясоперерабатывающих предприятий, 13 комбикормовых заводов, маслоэкстракционный завод и около 355 тыс. га сельскохозяйственных земель. Компания экспортирует свою продукцию более чем в 20 стран.
Выручка группы по МСФО в 2023 году увеличилась на 23%, до 226,7 млрд рублей со 184,3 млрд рублей в 2022 году, скорректированная EBITDA - до 49,96 млрд рублей с 30,165 млрд рублей, чистая прибыль - более чем в два раза, до 33 млрд рублей с 14,9 млрд рублей.