Откуда дровишки?

Ряд экспертов предполагает, что история с исчезновением сухогруза "Arctic Sea" на самом деле выглядела не так, как ее описывают российские военные. В ЕС подозревают, что под пиломатериалами на судне были спрятаны крылатые ракеты

Фото: Reuters

Москва. 19 августа. INTERFAX.RU – История с таинственным исчезновением почти на три недели сухогруза "Arctic Sea" с 15 россиянами на борту продолжает вызывать вопросы. Судно, как заявили российские военные, 24 июля в шведских водах захватили пираты – граждане Эстонии, Латвии и РФ, потребовав выкуп за моряков и груз лесоматериалов. Но судно было освобождено без денег: 17 августа его обнаружили в Атлантике и освободили силы нашего ВМФ. Сейчас все моряки находятся в безопасности, а с пиратами работают следователи, их преступников ждет суд. Однако у ряда экспертов и в России, и за рубежом правдивость этого сюжета в изложении российских военных вызывает сомнения.

Редактор журнала "Морской бюллетень – Совфрахт" Михаил Войтенко (именно он первым сообщил об инциденте и затем сообщал российским СМИ информацию о ходе поисков) считает, что "Arctic Sea" обнаружили еще на прошлой неделе. "Я считал и считаю, что судно освободили после того, как заинтересованные стороны договорились между собой. Да и что там скрывать, "Arctic Sea" нашли еще в субботу", заявил он. О каких сторонах идет речь и о чем они могли договариваться, Войтенко не уточнил.

Другой эксперт – специалист по морской навигации, генеральный директор - генеральный конструктор Российского НИИ космического приборостроения Юрий Урличич, также считает, что ситуация на сухогрузе развивалась нестандартным образом. Как заявил министр обороны Анатолий Сердюков во время рапорта президенту Медведеву, нападавшие, угрожая экипажу оружием, заставили их выключить навигационное оборудование. Именно этим объясняется тот факт, что судно пропало с радаров. Однако Урличич удивлен тем, что экипаж не воспользовался глобальной космической системой КОСПАС/САРСАТ, которая предназначена для оказания помощи морским судам, терпящим бедствие. "Любой из членов экипажа мог совершенно спокойно включить аварийный буй системы КОСПАС/САРСАТ, и мгновенно информационная система сообщила бы, где судно находится, кому этот буй принадлежит и, соответственно, была бы осуществлена экспедиция по спасанию судна, – сказал он. – Если бы буй попал в воду, он бы включился автоматически. Этого тоже не произошло". По его мнению, еще предстоит разобраться, почему ситуация развивался таким образом.

Есть предположение, что сухогруз мог быть вовлечен в незаконную перевозку оружия. Ранее в России выдвигалась версия, что на его борту находятся радиоактивные материалы. Однако финская сторона, которая проводила проверку судна перед отправкой в море, назвала такое предположение "тупым". В Управлении радиационной и ядерной безопасности Финляндии заверили, что судно успешно прошло радиационный контроль при выходе из порта Якобстад (Пиетарсаари).

Тем не менее, в Евросоюзе предполагают, что сухогруз все же мог перевозить оружие. Докладчик ЕС по борьбе с пиратством, бывший командующий силами обороны Эстонии адмирал Тармо Кыутс считает, что об этом свидетельствует участие в операции по поиску сухогруза и военных самолетов и кораблей России. "Такое странное поведение России во всей этой истории может объяснить только то, что на борту судна находились крылатые ракеты", - заявил он в интервью газете Postimees. По его мнению, если бы на судне находились наркотики, то российская сторона не предприняла бы таких энергичных мер.

"Во-первых, фирма-владелец сухогруза, официально связанная с Финляндией, но имеющая отношение к латышским русским, делает заявление о пропаже судна президенту России, – аргументирует он свои предположения. После чего с Черного моря за ним в погоню отправляются три больших военных корабля и фрегат – команда в несколько раз больше той, что была задействована во время недавнего кризиса с сомалийскими пиратами. Кроме того, "под штабелями древесины можно спокойно спрятать целую аллею крылатых ракет, поскольку для их обнаружения надо привести судно в порт и полностью опустошить трюм", подозревает Кыутс.

Министерство обороны России, силами которого был освобожден "Arctic Sea" заявляет, что инцидент – это классический пиратский захват. Пираты требовали выкуп за освобождение сухогруза и угрожали взорвать судно, если экипаж откажется выполнять их приказы. Нападавшие были вооружены, но когда с корабля "Ладный" поступил приказ сдаться, "избавились от оружия".

Новости